Правительство Казахстана объявило о переходе к либерализации цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Этот шаг представляется как необходимая мера для устранения дисбалансов на рынке, предотвращения контрабанды и привлечения инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Однако за красивыми словами кроется ряд неудобных вопросов, а именно: что произойдет с рядовыми гражданами? Как подорожание топлива, а вслед за ним и товаров с услугами, связанных с перевозками и логистикой, отразится на благосостоянии населения? Не грозит ли это повышением цен? Разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Вице-министр энергетики Сунгат Есимханов заверил, что процесс свободного ценообразования будет поэтапным и под контролем. Но вместо конкретики прозвучали общие фразы о необходимости инвестиций для покрытия себестоимости производства. Есимханов подчеркнул, что сейчас государство субсидирует производство сжиженного газа, а либерализация должна исправить эту ситуацию. Однако, каким образом это отразится на кошельке обычных граждан, так и осталось за кадром.
– У нас есть указ о либерализации, мы совместно с агентством по защите конкуренции эту работу ведем. Чтобы не допустить дефицита и по модернизации всех наших мощностей необходимо туда вкладывать инвестиции, чтобы себестоимость продукции хотя бы покрывало, например, производство сжиженного газа. Мы сейчас просто субсидируем. Поэтому эту работу будут вести. И даже если этот рост будет, он будет регулируемый, поэтапный, и в рамках тех поручений, которые есть, – сказал вице-министр.
Заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев напомнил, что в 2017 году Казахстан уже отменял регулирование цен на ГСМ, и тогда резкого роста стоимости не произошло. Однако с тех пор ситуация изменилась: спрос на топливо растет, а издержки продолжают увеличиваться. Бозумбаев признал, что частные инвесторы не будут строить новые заводы при текущей системе ценообразования, и подчеркнул, что модернизация отрасли без либерализации цен ляжет на плечи государственного КазМунайГаза.
– Мое мнение – поэтапная либерализация должна быть. У нас рынок потребления растет. Когда-то мы модернизацию НПЗ закончили, до модернизации 40-50% по разным видам нефтепродуктов мы импортировали. Я будучи министром, каждый месяц просил коллегу из России завозить... Цены менялись. Рынок лихорадило. Результатом было то, что практически 100% мы закрывали с профицитом по бензину, по дизелю, по авиакеросину и по прочим. Выход светлых нефтепродуктов был. Но потребление росло и поэтому либо модернизация расширения каких-то НПЗ будет, либо строительство новых. Но для того, чтобы вкладывать инвестиции в новые мощности, нужно понимать, что их нужно как-то возвращать. При нынешней системе ценообразования на нефтепродукты, строить добровольно ни один частный инвестор не будет. Это нагрузку для КазМунайГаза придется делать. Поэтому следует понимать, почему Минэнергетики идет по этому пути, – сказал зампремьер-министра Канат Бозумбаев.
Очевидно, что от свободного ценообразования выиграют нефтяные компании и государство, которое сможет сократить субсидии. Но что ждет рядовых казахстанцев? Повышение цен на ГСМ неизбежно повлечет за собой рост стоимости товаров и услуг, связанных с перевозками и логистикой. Таким образом, население, скорее всего, столкнется с очередной волной подорожания.
К слову, ранее сообщалось, что в Казахстане планируют отменить предельные цены на бензин.
По словам главы АЗРК, переток дешевого казахстанского топлива в другие страны Центральной Азии привел к дисбалансу. Уходить от жесткого контроля планируется постепенно.
При этом Казахстан на полгода ввел запрет на вывоз бензина и дизельного топлива в соседние страны. Подписанный совместный приказ Минэнерго, КНБ, Минфина и МВД направлен на защиту внутренних запасов.
Такие меры могут быть связаны с необходимостью стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, предотвращения дефицита и резкого роста цен на топливо внутри страны. Ограничения помогут контролировать экспортные объемы и при этом обеспечить достаточные запасы внутри Казахстана.
9 октября стало известно, что запрет на вывоз сжиженного газа хотят продлить еще на полгода в Казахстане.
8 октября в АФМ сообщили, что из Казахстана вывозят до 10 тысяч тонн ГСМ каждый месяц.
6 августа стало известно, что в Казахстане планируют продлить запрет на вывоз бензина и дизтоплива. Ранее такой запрет ввели 19 марта 2024 года. В августе 2023 года в Казахстане также продлили запрет на вывоз бензина и дизтоплива.
Как сильно вырастет цена на бензин, если в Казахстане откажутся от регулирования.
Также стало известно, что Казахстан занял второе место после Армении по низким темпам роста цен на продовольственные товары за 9 месяцев в ЕАЭС. В Казахстане этот показатель составил 2,9%, в России 4,5%, в Беларуси 3,7%. Ранее
сообщалось, что годовая инфляция в Казахстане снизилась до 8,3% в сентябре 2024 года, но всё еще значительно превышает целевой уровень. Основной причиной замедления роста цен стало снижение инфляции на продовольственные товары.
Однако на горизонте вновь появились тревожные сигналы: рост цен на продукцию сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, а также на импортные товары.
Несмотря на позитивные показатели, проинфляционные риски остаются высокими. Внешние факторы, такие как высокая инфляция в России и рост мировых цен на продовольствие, а также внутренние факторы, включая рост тарифов ЖКУ и незаякоренные инфляционные ожидания, создают вызовы для экономики.
Для достижения цели по инфляции в 5% в среднесрочной перспективе потребуется поддерживать умеренно жесткие денежно-кредитные условия. Национальный Банк продолжит мониторинг ситуации и готовится к очередному заседанию по базовой ставке, которое состоится 29 ноября 2024 года.