×
516.85
537.68
5.26
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.85
537.68
5.26

Митинги в Казахстане: что изменилось

Сегодня, 10:45
Митинги в Казахстане: что изменилось
Коллаж Ulysmedia

Согласно закону, уведомление о проведении митинга, пикета или другого мирного собрания организатор должен направить в исполнительный орган не позднее, чем за пять рабочих дней до даты мероприятия, передает Ulysmedia.kz.

Детали

Однако на деле происходит так, что активисты сталкиваются с отказами в проведении мирных собраний по причине того, что “места для их проведения в назначенные даты уже заняты”.

При этом организация митингов и мирных собраний — одно из ключевых политических прав граждан Казахстана. Что же изменилось за последние годы, издание Youth.kz узнало у юристов. 

Уведомление или разрешение

Согласно закону, уведомление о проведении митинга, пикета или другого мирного собрания организатор должен направить в исполнительный орган не позднее, чем за пять рабочих дней до даты мероприятия. Акимат в течение трех дней сообщает о согласовании или несогласования собрания. На практике все гражданское общество почти всегда получает отказ, а соответственно возникает вопрос: «для чего нужно это уведомление»?

Исследователь в области конституционного правосудия Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Нефедьева говорит, что такое уведомление задумано для того, чтобы акимат мог способствовать (помогать) проведению такого собрания: обеспечить подключение к электричеству, охрану общественного порядка, возможно, временно перекрыть улицу. Однако, на практике, уведомительный порядок трансформируется в разрешительный – на усмотрение должностного лица акимата, рассматривающего уведомление. 

Конкретный пример

9 февраля 2023 года группа граждан, включая юриста общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмиру Биржанову, подала в акимат Астаны уведомление о проведении мирного собрания по поводу принятия Закона «О масс-медиа», запланированного на 18 февраля 2023 года с 12:00 до 14:00 у здания цирка «Столичный». 

Однако 15 февраля акимат издал постановление, в котором отказал в проведении собрания. Причина отказа — в это же время и месте, якобы, уже были запланированы другие мероприятия. Никакой альтернативы акимат не предложил. 

Заявительница обратилась в суд, чтобы признать отказ акимата незаконным. Но 6 апреля 2023 года специализированный межрайонный административный суд отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что решение акимата было принято в рамках их полномочий. Суд указал, что местные власти не обязаны предлагать альтернативное место или время для собрания.

Помощь в КС

Стало понятно, что решить проблему можно только на уровне Конституционного Суда. При подаче иска в Конституционный суд Гульмира Биржанова указала на три положения, которые создают условия для отказов и ограничивают право граждан на мирные собрания:

Отсутствие альтернативы. Закон позволяет акимату отказывать в проведении собрания, если место занято, но не обязывает предлагать другое время или место. 

Нет учета реальных рисков. Закон не оценивает, представляет ли конкретное собрание настоящую угрозу правам и свободам граждан, общественной безопасности, работе транспорта или сохранности инфраструктуры.

Несправедливость отказа. Закон не требует оценки пропорциональности отказа: насколько отказ в собрании оправдан в сравнении с предполагаемой угрозой.

По итогам рассмотрения иска Конституционный суд постановил признать положения закона соответствующими Конституции, но в следующем истолковании:

«Местный исполнительный орган отказывает в проведении мирного собрания по данному основанию, если в установленный срок не получен ответ о согласии или выражено несогласие организатора мирного собрания с предложением об изменении места и (или) времени проведения мирного собрания».

Евгения Нефедьева, юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, который вел это дело, отмечает, что такое решение можно назвать достижением для гражданского общества Казахстана.

«Оно вводит четкое правило: если выбранная площадка для мирного собрания занята, акиматы обязаны предложить альтернативное место и время. Будем надеяться, что это устранит одну из самых распространенных причин отказов, которые нередко были формальными и необоснованными. Однако, говорить о полной свободе мирных собраний пока рано. Закон все еще содержит положения, которые позволяют ограничивать это право, и над их изменением Бюро будет продолжать работать», - сказала она. 

Гульмира Биржанова отмечает, что ограничения права на мирные собрания не должно ограничиваться, а решение Конституционного Суда может помочь защитить его в будущем:

«Многое зависит от нас представителей гражданского общества от последующих шагов адвокации которая должна улучшить ситуацию. Здесь необходимо менять отношение к  реализации права на мирные собрания, воспринимать его как право, гарантированное Конституцией РК – оно не несет за собой угрозу государству. Необходимо в случае отказа обжаловать действия по незаконному ограничению права, и здесь можно ссылаться на это решение», – напоминает Биржанова. 

Читайте также: “Митинги, права ЛГБТ и свобода СМИ: какие замечания сделали Казахстану в ООН”