×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Сожгли мечту: художник Мария Ильницкая не может оценить ущерб

21.01.2022, 10:28
Сожгли мечту: художник Мария Ильницкая не может оценить ущерб
из личного архива Марии Ильницкой

Уже несколько дней Мария Ильницкая пытается понять, кто и зачем разгромил её художественную мастерскую. У кого поднялась рука на картины и всё, что она собирала в течение 33 лет - акварели, холсты, репродукции, кисти… То, что бандиты не смогли разгромить – подожгли.

Корреспондент Ulysmedia.kz пыталась вместе с художником Марией Ильницкой оценить ущерб после январских беспорядков. Ее мастерскую бандиты разграбили и подожгли.

Здесь Мария не только работала, в мастерской она хранила всё самое ценное и дорогое. 4 января сюда перевезла и родительскую библиотеку.

- Я не приобрела на заработанное ни машину, ни дом - тратила деньги на материалы и инструменты. Когда увидела этот погром, и чёрные от копоти стены, ощущение было, что меня будто сбросили с высоты, - говорит Мария.

Мария Ильницкая – алматинский художник-иллюстратор. Это про неё говорят - умеет сочетать национальный стиль и язык современной моды, восток и запад, прошлое и настоящее, традиции и современность.

- Я закрыла рукой рот рукой и бегала вокруг. Как в бреду спрашивала у всех, моя ли это мастерская. От стульев, колонн, металлических шкафов ничего не осталось. На полу валялись фрагменты рельефных фасадов, розетки, бороздки и барельефы, обломки новогодних подарков. Уцелела картина с изображением мальчика с баурсаком, - со слезами на глазах вспоминает Мария.

Она до сих пор пытается понять, откуда у людей такая жестокость? Почему их не остановили картины и фотографии, на которых Казахстан, казахстацы и наши национальные ценности?

- Мои картины - часть моей души, и мне до сих пор интересно, что чувствовали бандиты, когда их увидели, - задаётся вопросом художник.

У бухгалтера есть документы о тратах на ремонт, который недавно сделали в мастерской, но как посчитать ущерб, который нанесён интеллектуальной собственности, как оценить исходный код электронных иллюстраций и картин – Мария не понимает.

- Сейчас не могу точно сказать, было ли всё сожжено, или что-то украдено. Страшно думать об этом, сама мысль о погроме толкает в депрессию. А у меня ведь семья, о которой нужно заботиться.

Мария понимает, что после январских погромов, её сгоревшая мастерская – не единственная проблема в государстве, что помогать придётся очень многим. Но у неё в голове никак не складывается картина собственного творческого будущего.

В детстве она мечтала стать космонавтом, а родители видели в ней художника. В результате Мария окончила Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова, затем её приняли сразу на третий курс Казахской архитектурно-строительной академии.

Она называет себя представителем старой школы. Казахскую ремесленную культуру начала изучать с 7 класса, поэтому мастерски объединяет традиционный стиль с модными мировыми тенденциями. Чтобы получить "пятерку" в Жургенова - плела циновки, красила шерсть, шила казахские национальные ковры и делала копии всех картин Айши Галимбаевой. Сейчас Мария вспоминает, как зарабатывала, чтобы открыть свою мастерскую.

- Я шила мягкие полотенца, потом начала продавать. Они были пушистые и очень красивые, их сразу раскупили. Я вкладывала всё, что зарабатывала в развитие своего дела.

- Когда увидела пепелище, в котором сгорела моя мечта, расстроилась так, что решила больше не рисовать. Но потом поняла, что я этот кошмар всё-таки должна перенести на холст и выразить свои чувства после трагедии, - решила не сдаваться Мария.

Она уверена, что каждый новый день даёт человеку надежду - завтра будет лучше, чем сегодня.

Перевод с казахского, автор: Ая Өміртай