×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Время пошло: цены на автогаз на 180 дней вернули, а вопросы оставили

25.01.2022, 09:03
Время пошло: цены на автогаз на 180 дней вернули, а вопросы оставили
ulysmedia.kz

Что-то в министерстве попутали и перепутали.

В Министерстве энергетики явно попутали рынок природного газа (СУГ) с продажами сжиженного нефтяного газа (СНГ). Рынок природного газа это одно, а продажи сжиженного нефтяного газа, получаемого попутно с нефтью - это совсем другое. Однозначно, что причина скачка цен не в повышении спроса, а именно в порядке этих самых организованных министерством электронных торгах и в самих торгах как таковых. К такому выводу пришёл обозреватель Ulysmedia.kz.

Откуда они взяли, что себестоимость производства сжиженного газа 100 тыс. тенге, когда ещё два года назад тот же директор завода ТОО КазГПЗ в Жанаозене обозначал рентабельность в 42 тыс. тенге за тонну? И к слову, тогда же директор ГПЗ Накберген Тулепов как раз жаловался на эти самые «торги», что они приносят производству СНГ убытки! Тогда как на эти торги выводилось 20% всего произведенного объёма. А весь объём начали выводить с 1 января.

Любой рыночник скажет, что либерализация цен не только приносит основному производителю убытки, но сама является источником убытков. Национальную валюту – тенге - постоянно девальвируют даже при высоких ценах на нефть. Может быть, по версии чиновников, 42 тыс. тенге уже выросли и девальвировались» в 100 тыс.?

Как этот ГПЗ вообще работает, если у него износ, как заявляет министерство в 90%.  Спросите у любого специалиста или согласитесь со мной - 90% износ – это остановка любого производственного процесса.

«Яблоко раздора»

Чтобы понять, что происходит, предлагаю пройтись по производственной цепочке от скважины то АЗГС.

Сжиженный нефтяной газ производят попутно из нефти прямо на месторождении, а также на НПЗ - отделяя растворённый газ от нефти. Его производство не бог весть какое сложное в сравнении с бензином.  Сжиженный нефтяной газ - это пропано-бутановая смесь.  В 1 тонне этой смеси около 1 700 литров газа.

Ещё прошу обратить внимание на такой немаловажный момент - есть два вида СНГ – зимний и летний. Летом соотношение смеси составляет около 40% пропана и 60% бутана, а зимой оно меняется на 60 к 40. Соответственно себестоимость зимнего газа всегда дороже. При добыче выделяется попутный нефтяной газ (ПНГ), а на продажу выводится СПБГ. При стабилизации в резервуарах выделяется этан, пропан, бутан и пентан. Еще один вариант получения СНГ – это производство на нефтеперерабатывающих заводах. Каталитический риформинг - когда СНГ получают на НПЗ во время крекинга и гидрогенизации сырой нефти. Выход СНГ - примерно 2%. Одгазолирование природного газа, произведенного в процессе переработки нефти, в том числе разделение углеводородов из газа более тяжелых, чем этан.

Замечу, раньше никому в голову не приходило выводить из сжиженного нефтяного газа большую прибыль. К примеру, вряд ли для Атырауского НПЗ когда-то попутное производство сжиженного нефтяного газа превышало 1% от прибыли.

Спрос, предложение или аварии

Министерство энергетики ссылается, на то что повысился спрос. А при этом все данные говорят, что из-за аварий на АтыраускомНПЗ в январе по вине энергетиков 53 дня завод вообще не работал. Соответственно ничего не мог выпускать. Как раз из-за аварийного отключения электроэнергии с внешнего источника возникли большие проблемы с установкой каталитического риформинга, на чём и выпускается на заводе СНГ.  А 16 июня ещё и сгорел холодильник на ТОО КазПВз в Жанаозене. Так может быть аварии и стали причиной возникшей ситуации?

Больше всего удивило утверждение теперь уже бывшего министра энергетики РК, что цена на сжиженный нефтяной газ должна быть 120 тенге и его объяснение:

- так как его цена коллерируется во всем мире 70% от цены на бензин, - говорил Мирзагалиев.

Точно, они перепутали продажи СНГ с рынком природного газа, так как во всем мире цена на сжиженный нефтяной газ в два раза меньше цены на бензин. Иначе потребителю и смысла нет из-за определенных физических свойств автогаза, его покупать.

Да и как назначенный параметр в 120 тенге за литр соотносится с тем же тезисом о рыночной цене, выводимой из спроса и предложения? Получается, что цена определена или назначена до торгов! Поэтому и идёт на торгах по 139 тыс. тенге за тонну. Ощущение, что на этих торгах автогаз продает не производитель СНГ.

Вспомните, как легко АЗС отказались от своей надбавки до 40 тенге в рамках снижения цен до 90 тенге. Они что, готовы работать без прибыли? Собственники этих АЗС скорей всего не являются отдельной стороной в цепочке рынка продаж, а оптовые и розничные цены уже просто смешались.

Прихожу к выводу, что в министерстве явно кое-кто «хромает» в матчасти, поэтому предлагаю пройтись по всей цепочке от скважины до АЗС и попытаться вникнуть в предмет, вызвавший такие волнения.

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) и сжиженный нефтяной газ (СНГ) или пропан-бутан (смесь пропана C3H8 и бутана C4H10) являются одними из наиболее широко распространённых видов альтернативного топлива. Смесь - пропан-бутан делают, поскольку:

использование сжиженного бутана в чистом виде не получится при отрицательных температурах. Применять чистый пропан опасно в условиях высокой температуры из-за чрезмерного повышения давления в газовом резервуаре.

СУГ - это смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов. Способы получения СУГ как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и при добыче нефти и природного газа.

Использование смеси данных газов в качестве топлива обусловлено рядом физико-химических свойств: высокие температуры кипения при атмосферном давлении - позволяют хранить сжиженную пропан-бутановую смесь в диапазоне эксплуатационных температур: - 40°С - + 45°С при относительно низком давлении (до 1,6 МПа). СУГ не теряет и не изменяет своих свойств в течении долгого времени, не выветривается. Октановое число СУГ - наиболее благоприятно в сравнении с бензином и дизельным топливом и изменяется в интервале 90-110, в зависимости от соотношения в смеси пропана и бутана. Энергоэффективность СНГ ниже, чем у традиционных видов топлива из-за низкой энергии на единицу объёма. Это повышает расход при сгорании на 10-20%, по сравнению с бензиновым топливом, но компенсируется в 2 раза меньшей ценой. СНГ сгорает более эффективно и безопасно даже в холодном двигателе, горит относительно чисто, без дыма и пепла, то есть более экологичен. По сравнению с дизтопливом - 90% меньше твердых частиц, и - 90% меньше оксидов азота, 60% меньше углекислого газа СО2. СНГ не загрязняет почву, потому что не растворяется в воде. Каждый из его компонентов имеет определённую температуру кипения, поэтому давление паровой фазы СУГ зависит как от температуры, так и от его компонентного состава.

Компонентный состав сжиженного углеводородного газа регламентируется ГОСТ 20448-90 «ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ДЛЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ».

Стандарт предусматривает 3 марки газа:

  • ПТ (пропан технический),
  • СПБТ (смесь пропана и бутана технических),
  • БТ (бутан технический).

Содержание пропана, бутана и других примесей в СУГ влияет на многие его свойства, в том числе на величину октанового числа и плотность паров топлива.

Октановое число (ОЧ) - показатель сопротивления топлива детонации, растет за счет увеличения содержания насыщенных углеводородов (пропана, н-бутана, изобутана и тд), ненасыщенные углеводороды полимеризуются, что способствует образованию осадка - нагара в баке, в топливной системе и камере сгорания.

Упругость паров (летучесть смеси) является очень важной при низких температурах окружающей среды. Удержание её на соответствующем уровне дает возможность СНГ выйти из бака. Оба компонента смеси являются газообразными и низкокипящими.

Пропан кипит при атмосферном давлении уже при - 42 ° С, бутан, в тех же условиях температуры при -0,5 ° С, поэтому в зимний период содержание пропана в топливном газе увеличивают для роста упругости паров газа.

Напомню, летом соотношение смеси составляет около 40% пропана и 60% бутана, а зимой соотношение является противоположным: 60/40.

Пропан дороже бутана, поэтому «зимняя» смесь тоже дороже «летней».

На АГЗС должны следить за составом смеси и не хитрить, заменяя зимнюю смесь на летнюю.

В отличие от АГЗС, на АГНКС используется компримированный сетевой природный газ из газопроводов.

Технологии производства СУГ:

  • непосредственно из сырой нефти:
  • при добыче выделяется попутный нефтяной газ (ПНГ),
  • при стабилизации в резервуарах выделяется этан, пропан, бутан и пентан.
  • риформинг, когда СНГ получают на НПЗ во время крекинга и гидрогенизации сырой нефти. Выход СНГ - примерно 2%.

Есть ещё немаловажные факторы, например, Минэнерго и компании обосновывая необходимость повышения цены на автогаз, ссылаются на мировые или российские ценники. Но в Казахстане совершенно другая система и ставки налогообложения.Они по всем факторам намного ниже и мировых, и российских.Поэтому стоимость литра по 59-60 тенге выглядит вполне прилично. Акциз в РФ – 21%, у нас - 3,7.НДПИ – 39, у нас для внутреннего рынка - ноль! НДС - 20 в РФ, у нас – 12%. У нас, правда, себестоимость добычи нефти намного выше, как и ставки по налогам для предприятий по переработке и транспортировке.

Есть ли выход

Решить проблему с дефицитом СНГ можно за счёт газа, который с Карачаганака отправляют на перереработку в Оренбург. Если хотя бы половину вернуть на отечественный рынок, а не продавать тем, кто больше даёт – можно спокойно реформировать систему, возможно создавать единого оператора и ждать, когда вырастут доходы населения.

А ещё хочу посоветовать министрам энергетики – бывшим и действующим, прежде чем объясняться с народом, который хочет понять за что платит и почему так много, заглядывать в учебники, чтобы понять откуда этот газ берется и сколько он все-таки должен стоить. Может быть, тогда и найдутся аргументы, которые не поведут протестующую толпу на городские площади.

Автор: Артур Шахназарян