Казахстанский журналист Мухтар Туменбай ответил на комментарий продюсера Баян Алагузовой о традиции “салем салу”, передает Ulysmedia.kz.
В Казнете обсуждают Баян Алагузову, которая высказалась о традиции “салем салу”. По ее словам, она никогда не видела подобного, пока не приехала в Алматы.
“Я никогда не видела, для меня было дикостью, когда я приехала в Алматы и увидела девушек из Шымкента, которые постоянно кланяются. Мне говорят, что это уважение, что так положено. Я крайне уважаю отца, деда, с уважением отношусь к взрослым, к мужчинам. Но у меня нет идола поклонничества, меня не научили этому и, скорее всего, никогда не научат. Это выбор. Меня бабушка воспитывала свободной”, - сказала Алагузова.
Ей ответил казахстанский журналист Мухтар Туменбай.
“Да, вы правы, не во всех регионах сегодня соблюдается эта традиция. В частности на севере и отдельной части запада нашей страны. Но это не означает что ее там никогда не было. И это скорее всего, следствие воздействия внешних факторов, как то влияние советской эпохи, нежели добровольного отказа от народных традиций.
Правы вы и в том, что это выбор каждого человека. Но я не согласен с некоторыми формулировками, которые вы употребили высказывая своё категорическое фи.
"Салем салу". Это древний казахский обычай, уходящий корнями в глубокое прошлое нашего с вами народа, да и вообще всей Азии. Но это не идолопоклонничество, как вы позволили себе выразиться, а всего лишь поклон. Такой же поклон как и в Японии, в Южной Корее. Или вы и их считаете приверженцами диких традиций? Поклон же в нашем обычае, адресуется не только лишь к мужчинам. Тут вы откровенно манипулируете сознанием других. Или же просто не в курсе. В таком случае, позвольте, я поясню и постараюсь раскрыть суть этого действа”, - пишет журналист.
Так, он отметил, что девушки отдают поклон всем старшим, в том числе и благородным матерям того рода, куда они пришли. Взамен она получает всеобщее благословение (бата) и пожелания счастья.
“В нашем с вами народе есть довольно древняя пословица, "Жақсы тілек, жарым ырыс", что в буквальном переводе означает "добрые пожелания, это половина успеха". Так кто же в итоге выигрывает от этого акта взаимного уважения? По моему все. И где же тут дикость, о которой вы говорили?
Хочу еще об одном сказать. Мужчины казахи, также здоровались с аксакалами, отцами и матерями, склонив голову и прижав правую руку к груди в области сердца. В особых случаях и преклоняли колено. Но от этого они не считали что наносят урон своей чести и достоинству”, - пишет он.
Также он обратил внимание на ее высказывание о том, что девушки-героини рождались только лишь в западных областях нашей страны.
“Айбике батыр, Мамыр, Айтолқын, Ақбикеш, Бопай, Гаухар батыр, ее дочь Назым батыр, Жандәлі и многие другие? Все они из разных родов и из разных мест. Скажете, что они древние? Хорошо, приведу пример из более позднего времени. Единственный в истории второй мировой войны, женский танковый экипаж из Караганды, во главе с Жамал Байтасовой. Четыре юные казашки в течении двух лет воевали в одном танке и погибли в 1944 году. И не их вина, что подлая Советская власть посчитала, что на 1944 год достаточно казахам и двух героинь, Мәншүк и Алии. Видимо, Баян, у вас и с историей родного народа слабовато.
И с чувством такта, по отношению к казахам из других краев, тоже. Ах да, еще вот что. Маншук с Алией стали героями Советского Союза отнюдь не благодаря тому, что не отдавали поклон старшим. А просто потому что не успели даже замуж выйти. Как то так”, - резюмировал журналист.
Салем салу — поклон снохи. В знак уважения молодые снохи, когда здороваются, делают поклон старшим, слегка скрестив руки и преклонив колени. В ответ на этот поклон девушек благословляют и желают им всего самого наилучшего.