×
444.22
476.38
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
444.22
476.38
4.82

Прогресс замедляется: Fitch Ratings оценило кредитоспособность РК

Фото взято из открытых источников

Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Казахстана в иностранной валюте на уровне «BBB» со «стабильным» прогнозом, передает Ulysmedia.kz.

Ключевые рейтинговые факторы

РДЭ Казахстана «BBB» отражают сильные бюджетные и внешние балансы, устойчивые к потрясениям, вызванным коронавирусом и ценами на нефть, а также финансовую гибкость, подкрепленную накопленными сбережениями от доходов от продажи нефти. Этим сильным сторонам противопоставляется его высокая зависимость от сырьевых товаров, более высокая инфляция и недостаточно развитая основа экономической политики по сравнению с аналогами с рейтингом «BBB». Последствия недавних беспорядков для рейтинга будут зависеть от эволюции политических, социальных и управленческих событий, а также направления экономической политики.

По мнению Fitch, политические риски остаются повышенными, и существует неопределенность в отношении среднесрочной траектории.

Ответные меры экономической политики включали краткосрочные антиинфляционные и поддерживающие меры, а также более широкий план по улучшению социально-экономической ситуации. Официальные органы заявили о своей приверженности к сохранению усовершенствований основ денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Тем не менее, они могут быть проверены целью повышения уровня жизни, который усугубляется высокой инфляцией и региональными различиями. Последовательность реформ для обеспечения баланса между стабильностью и демонстрацией прогресса будет сложной задачей. На протяжении многих лет работа над различными задачами по структурным реформам продолжалась, но, по мнению Fitch, прогресс замедляется, а реформа связана с нарушением интересов заинтересованных сторон.

Ключевым фактором сохранения кредитного рейтинга по-прежнему остаются значительные внешние резервы страны. Совокупные внешние активы в государственном нефтяном фонде (НФРК) и центральном банке (НБК), по оценкам, составляли 46% ВВП на конец 2021 года, а суверенные чистые иностранные активы (SNFA) составляли 36,6% по сравнению со средним значением «BBB» в 0,1%. Более высокие доходы от нефти сохранят устойчивость баланса, а также окажут дополнительную поддержку экономике. Ожидается, что на конец 2023 года SNFA составят 32,6% ВВП.

Рейтинг также поддерживает надежное финансовое положение. Бюджет на 2022 год пересматривается с учетом увеличения социальных расходов, однако официальные органы не меняют целевой показатель дефицита государственного бюджета (3,3% ВВП) из-за более высоких, чем ранее, доходов бюджета от энергетики (текущий бюджет основан на уровне $60 за баррель; прогноз Fitch – $70 за баррель), новые показатели доходов и более эффективное управление расходами. Конъюнктура цен на нефть, вероятно, будет благоприятной в течение нашего прогнозируемого периода, хотя еще предстоит проверить возможности увеличения доходов из других источников. Fitch ожидает дефицита в размере 2–3% ВВП в 2022 и 2023 годах, что не подорвет баланса государственного сектора. Государственный долг составлял 22% ВВП на конец 2021 года по сравнению со средним показателем «BBB» в 60,3%, и, по прогнозам, Казахстан останется чистым кредитором до конца 2023 года.

Инфляция постоянно была выше среднего и в среднем составила 8% в 2021 году. С начала 2020 года она превышала целевой диапазон Нацбанка в 4–6%, и борьба с инфляцией в настоящее время является ключевым политическим приоритетом. С июля 2021 года НБК повысил учетную ставку в совокупности на 125 базисных пунктов. Fitch предполагает, что официальные органы предпочтут относительно стабильный тенге по отношению к доллару США в 2022 году и будут соответствующим образом корректировать ставки и проводить интервенции. Введение санкций США/Европы в отношении России может ударить по тенге. Стабильность обменного курса, более высокий урожай, сокращение изъятия средств, более жесткая денежно-кредитная политика и менее экспансионистская налогово-бюджетная политика должны позволить снизить инфляцию до 7% к концу 2022 года и достичь целевого диапазона к концу 2023 года.

Показатели банков улучшились в последние годы после устранения слабых организаций и улучшения практики регулирования и надзора, и Fitch не считает, что беспорядки и их краткосрочные последствия изменят фундаментальные показатели сектора. Недействующие кредиты упали с 6,9% на конец 2020 года до долгосрочного минимума в 3,3%. Достаточность капитала на конец 2021 года составила 23,4%, банки имеют высокую ликвидность и сообщают о больших прибылях до обесценения. Тем не менее, долларизация депозитов примерно в два раза выше медианного аналога. Быстрый рост кредита (26,6% в 2021 году), особенно ипотечных кредитов, может представлять собой проблему, но свертывание текущих программ поддержки и разовый характер изъятия пенсий должны снизить темпы роста кредита, и это может быть дополнено регулирующими мерами.

Прогнозируется, что экономический рост останется в целом стабильным и будет соответствовать среднему показателю «BBB» на уровне около 4%. Fitch ожидает умеренного замедления до 3,9% в 2022 году с 4% в 2021 году из-за менее экспансионистской политики. Прямое воздействие беспорядков на экономику невелико, и вероятная финансовая компенсация означает, что не должно быть необратимого ущерба. Прогнозируется, что добыча нефти вырастет в соответствии с соглашением ОПЕК+, более высокий мировой спрос поддержит добычу полезных ископаемых, а вероятная нормализация сельскохозяйственного производства будет способствовать этому. Инвестиции, вероятно, будут иметь больший вклад в рост в 2023 году. Добыча нефти на месторождении Тенгиз должна начаться в 2024 году, что положительно скажется на росте, бюджетных и экспортных поступлениях.

ESG – Управление: Казахстан имеет оценку релевантности ESG «5» как по политической стабильности и правам, так и по верховенству закона, институциональному и нормативному качеству и контролю над коррупцией. Эти баллы отражают высокий вес показателей управления Всемирного банка (WGI) в нашей собственной Модели суверенных рейтингов. Казахстан имеет средний рейтинг WBGI на 42-м процентиле, что отражает умеренный уровень качества регулирования и эффективности правительства, но более слабые права на участие в политическом процессе, институциональный потенциал, установившееся верховенство закона и более низкие показатели по борьбе с коррупцией.

Рейтинговая чувствительность

Факторы, которые по отдельности или в совокупности могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтинга:

  • структурный: возобновившиеся социальные и политические волнения, которые увеличивают риски для внутренней социальной, финансовой и макроэкономической стабильности;
  • государственные финансы: ухудшение суверенного баланса из-за резкого скачка цен на сырьевые товары, продолжительного периода значительно более мягкой налогово-бюджетной политики или материализации значительных условных обязательств;
  • макро: ухудшение сочетания экономической политики, которое, например, подрывает предсказуемость денежно-кредитной политики или уверенность в гибкости обменного курса для реагирования на внешние потрясения

Факторы, которые по отдельности или в совокупности могут привести к положительному рейтинговому действию/повышению рейтинга

  • Макро: дальнейшее укрепление основ экономической политики и институционального потенциала, достаточного для повышения предсказуемости и эффективности политики при одновременном смягчении потенциального политического давления. Это может привести к удалению метки -1 в функциях QO «Макро».
  • Государственные и внешние финансы: дальнейшее создание фискальных и внешних резервов, например, из-за более высоких цен на нефть или среднесрочной бюджетной консолидации.
  • Макро: улучшение деловой среды, которое усиливает внутреннюю конкуренцию и рост частного сектора и будет способствовать диверсификации экономики.
Новости партнеров