С судьбоносными для многих нововведениями пришел в мажилис вице-премьер-министр РК - министр национальной экономики Серик Жумангарин. Он признал, что бюджет страны уже который год находится в дефиците, и надо сокращать его расходы. И сейчас, как сказал Жумангарин, пришла пора регионов: минэк разработал новую схему трансфертов из центра в регионы. Как переживают депутаты, новый подход “заморозит” часть инфраструктурных проектов в отдельных городах Казахстана. Ulysmedia.kz внимательно выслушал все стороны и объясняет, что центр предлагает регионам вместо трансфертов из бюджета и к чему готовиться населению.
Как напомнил Серик Жумангарин, в республиканском бюджете трансферты для регионов утверждаются законом на три года без ежегодных изменений. По идее это стимулирует акимов на эффективное долгосрочное планирование.
Но при этом, как сообщил Жумангарин, до минэка регулярно доходит информация о том, что акимы тратят деньги на второстепенные задачи и проекты, только лишь потому, что на них уже готова проектно-сметная документация.
Поэтому министерство планирует пересмотреть порядок определения трансфертов из центра в регионы.
Отныне у каждого региона должен быть собственный “План развития региона”, в котором должны быть указаны все инфраструктурные проекты и их необходимость, а выделять на них деньги или нет - Астана будет решать сверяясь с разработанной несколько лет назад системой региональных стандартов, то есть финансировать с учетом того, насколько регион перспективный и насколько тот или иной проект действительно ему нужен.
При этом речь будет идти о том, чтобы во всех регионах соблюдались минимальные стандарты обеспечения базовой инфраструктурой.
- Из республиканского бюджета будут финансироваться объекты общестранового значения и критическая инфраструктура. Простыми словами проекты со значительной стоимостью, которые дадут высокий социально-экономический эффект будут финансироваться из республиканского бюджета. Объекты первой необходимости для жизнеобеспечения населения из местного бюджета, - объяснил Серик Жумангарин.
Чтобы у регионов были деньги на строительство дорог, водопроводов и прочей необходимой для жизни людей инфраструктуры, минэк передает с 2026 года часть налогов и обязательных платежей на общую сумму более 100 млрд тенге ежегодно.
Кроме того, в новом Бюджетном кодексе предусмотрена новая категория доходов «Специальные поступления», которая имеет целевую направленность. В данную категорию местного бюджета будут зачисляться как действующие доходы, так и новые доходы. Таким образом, с 2026 года около 40% стабильных доходов будут аккумулированы за местным бюджетом, - сообщил Жумангарин.
Он уверен, что регионы, когда поймут, что их процветание зависит от них самих, смогут нарастить собираемость налогов и прочих платежей.
В качестве примера он привел опыт передачи на местный уровень КПН от МСБ и ИПН.За последние 6 лет доходы местных бюджетов выросли с 2,5 трлн. тенге в 2019 году до 7,9 трлн. тенге в 2024 году, то есть в три раза.
- С учетом проведенной работы более 70% доходов области будут сосредоточены в районном, города областного значения бюджете. За четвертым уровнем – бюджетами города районного значения, села, поселка, сельского округа закреплены 14 видов поступлений местных бюджетов, - подсчитал министр.
Народные избранники оптимизма министра национальной экономики не разделили.
- Цель новой системы - обеспечение базовых стандартов. И это хорошо, логично и правильно. Но, с другой стороны, есть риск, что те регионы, которые уже достигли минимального уровня по стандартам, не получат дополнительных средств для развития. Например, для создания и развития новых креативных пространств, которые диктуют современные запросы населения. Получается, что развитые регионы, которые идут вперед, могут оказаться в менее выигрышном положении, - говорит депутат Павел Казанцев.
Солидарен с этим и Мурат Абенов. Он также напомнил, что часть крупных недропользователей Кызылординской области загрязняют экологию региона, но зарегистрированы где-то в Астане, следовательно, налоги тоже платят не в Кызылорде.
- Новая система более эффективна, чем та, что была ранее. Потому что в старой было много субъективных факторов. Например - пробивная сила акима. Некоторые регионы умели притягивать трансферты в больших количествах, - говорит Жумангарин.
Он признает, что принять новые правила бюджетирования будет непросто многим регионам, в МИннацэкономики готовы даже к недовольству.
- Потому что будут изъятия из региональных бюджетов, будут жесткие расчеты “базы”, это может не понравиться и остальным акимам, потому что всем хочется побольше денег, которые можно потратить. Но даже дополнительные поступления они не смогут просто так потратить, потому что будет утвержденный инвестиционный план и тратить можно будет только в рамках этого плана либо закрывать долги области, - говорит Серик Жумангарин.
В то же время он отмечает, что как минимум первый год будут корректировки, кроме того, совсем уж без денег регионы не останутся - у правительства есть резерв на инфраструктурные проекты, есть также бюджет на инициативы президента и другие резервы.
Однако, как подчеркивает Жумангарин, областные акимы должны брать на себя больше ответсвенности за развитие регионов.
Часть депутатов эту идею поддерживают. Так, мажилисмен Бакытжан Базарбек считает, что тех акимов, которые за два года не смогли нарастить доходы своего региона, надо увольнять с пометкой “за неэффективность”.
Как считает депутат, некоторым акимам просто выгодно жить на субвенции из центра и не переживать ни о чем.
Он подчеркивает: у регионов-доноров тоже есть куда направить деньги, но сейчас они вынуждены “кормить” аутсадеров”.
- Я неоднократно поднимал проблем Медеуского, Бостандыкского районов Алматы, Еременсай, Ремизовка, Горный Гигант - там люди вообще живут без центрального водоснабжения, канализации и дорог. Но мы эти деньги направляем в бюджет, - говорит Базарбек.
Так или иначе, новые подходы к распределению бюджета в Казахстане и депутаты, и правительство будет обсуждать еще не раз. И, не исключено, что нас ждут в этом разборе такие же “сюрпризы”, как в недавно презентованном все тем же Сериком Жумангариным Налоговом Кодексе.