Премьер-министр Олжас Бектенов провел совещание по крупным инвестиционным проектам в сфере транспорта и дал поручения министерству транспорта и фонду “Самрук-Казына”, передает Ulysmedia.kz.
По данным министерства транспорта, на 2025 год охвачено работами 13 тыс. км автомобильных, 6,1 тыс. км железных дорог, ведется модернизация и строительство 6 аэропортов, реализуются 2 проекта в области водного транспорта.
В сфере железнодорожного транспорта ведется реализация пяти крупных проектов общей стоимостью 2,3 трлн тенге: строительство вторых путей участка Достык – Мойынты (836 км), обводной дороги станции Алматы (75 км), ж/д линии Дарбаза – Мактаарал (152 км). Начаты работы на участке Кызылжар-Мойынты: по данным КТЖ, завершение ожидается в первом полугодии. Также было доложено о проекте Бахты – Аягоз (272 км). Проекты Достык – Мойынты и обводной дороги станции Алматы ведутся с опережением графика.
В сфере автодорожного строительства в текущем году планируется охватить работами 13 тыс. км, из них 2,2 тыс. км – это проекты по реконструкции, 6,6 тыс. км – ремонт, а также 4,2 тыс. км – ремонт местной сети. В настоящее время модернизацией охвачены 9 тыс. км.
Продолжается реконструкция переходящих проектов протяженностью 1 083 километра, из них до конца года планируется завершить работы на 847 км дорог. В числе новых проектов — строительство магистрали Центр – Запад, которая позволит сократить расстояние транзитным маршрутам в направлении порта Актау с Астаны на 889 километров.
Также запущены работы по участкам Актобе – Улгайсын (234 км), Караганда – Жезказган (572 км) и др.
Премьер-министр поднял вопрос качества дорожных работ. Председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Дархан Иманашев доложил о работе автоматизированных систем измерения (АСИ).
В авиационной отрасли реализуются проекты по строительству трех новых аэропортов – Катон-Карагай, Зайсан, Кендерли, а также восстановлению аэропорта в городе Аркалыке. Проводится модернизация инфраструктуры в воздушных гаванях Павлодара и Балхаша.
В сфере водного транспорта старт работ по дноуглублению порта Актау планируется в июле т.г. Вместе с тем в рамках развития торгового флота в 2025 году будут приобретены 8 единиц судов, в том числе 6 сухогрузов и 2 парома.
«Транспортная отрасль по итогам 5 месяцев показывает прирост в 24%. Транспорт вместе с энергетикой и другой инфраструктурой – база для любого экономического развития. Почему президент иправительство занимаются этим вопросом: если мы сейчас не будем вкладывать, то никакого долгосрочного экономического роста не будет. Все необходимые ресурсы будем выделять. Задача всех профильных структур – эти средства осваивать без нецелевого использования, и в срок все объекты сдавать. Все объекты заложены в Плане экономического роста на текущий год. Это то, что касается краткосрочного эффекта, а в целом – это база для дальнейшего устойчивого экономического роста на 10-летия вперед», – отметил Олжас Бектенов.
По итогам совещания дан ряд поручений министерству транспорта, фонду «Самрук-Казына» и иным ответственным организациям.
Напомним, 14 мая президент Касым-Жомарт Токаев провел заседание Совета Безопасности Казахстана по вопросам развития транспортно-логистической отрасли. Во время заседания он объявил выговор занимавшему на тот момент пост министра Марату Карабаеву за упущения в работе.
8 июня стало известно, что Марат Карабаев уволен с поста министра транспорта Казахстана. Позже сообщалось, что отставка стала сюрпризом и для самого Карабаева.
Марат Карабаев был назначен на должность министра транспорта 2 сентября 2023 года. Отметим, что он являлся самым молодым министром в нынешнем составе правительства.
В его адрес неоднократно звучала критика за состояние пассажирских перевозок. Общественность возмущают изношенные вагоны, переполненные поезда и регулярные задержки.
Также остаётся острым вопрос модернизации вокзалов — 90% из них требуют ремонта.
Недовольство вызывает и ситуация в авиации. Не хватает внутренних рейсов, аэропорты перегружены, а у некоторых аэродромов — проблемы с безопасностью из-за незаконной застройки поблизости.