×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

BI Group и "Базис-А" без конкурса получили объемы на 140 млрд тенге в Туркестане

BI Group и "Базис-А" без конкурса получили объемы на 140 млрд тенге в Туркестане

По данным АЗРК, это 25% от общего объема. Еще 75% разделили между 250 компаниями.

Глава Агентства РК по защите и регулированию конкуренции Серик Жумангарин поделился с членами правительства планами по демонополизации строительного рынка Казахстана, сообщает Ulysmedia.kz.

По его данным, к примеру, в Нур-Султане 60% рынка долевого строительства приходится на холдинг BI Group. Жумангарин отметил, что ежегодно объемы строительства жилья растут более чем на 10%.

"Однако вместо развития рынка, увеличения числа его игроков, усиливается доминирование ведущих застройщиков.

В результате, за последние пять лет годовой индекс цен на первичное жилье вырос с 1,3 до 16,6%.Увеличение динамики роста цен на первичное жилье более чем в 12 раз это основной результат монополизации строительного рынка", - констатировал председатель АЗРК.

Жумангарин также сообщил, что "известные застройщики фактически используют бренд компании для рекламы объектов, не осуществляя самого строительства".

"Процесс строительства и реализации жилья осуществляется третьими лицами, не являющимися уполномоченными компаниями застройщика, что приводит к уходу от ответственности за строительство объекта, а также антимонопольного и налогового контроля.

В том числе остаются без правовых гарантий покупатели квартир, реализованных юридически не связанными с застройщиками организациями. Это стало причиной массовых жалоб на качество жилья и сроки сдачи объектов", - сообщил Жумангарин.

Кроме того, распространилась практика навязывания необоснованных условий договоров.

"Это требования по заключению договоров с управляющими компаниями, аффилированными с застройщиками, операторами связи, интернет услуг, кабельного телевидения, по покупке паркингов. Таким образом, монопольный рынок строительства уже ограничивает конкуренцию на смежных рынках", - проинформировал глава АЗРК.

Подверглась критике и порочная практика строительства жилья на территориях специальных экономических зон.

"Основной задачей СЭЗ является ускоренное развитие современных производств. Между тем, сложилась практика осуществления на территории СЭЗ строительства жилых домов.

Так, на территории СЭЗ Астана реализуется 50 инвестиционных проектов с производством продукции и 135 проектов по строительству жилых и административных комплексов. Из них 65 жилых объектов холдинга BI Group, 9 – "Базис-А", 7 - Nur Astana Kurylys, 6 - G-Park.

Кроме получения земельных участков вне конкурса, данные компании освобождены от уплаты имущественного, земельного налога, таможенных пошлин", - сообщил Серик Жумангарин.

Также, по данным АЗРК, социальные предпринимательские корпорации под видом инвестиционных проектов реализуют земельные участки для строительства жилых домов, торговых центров, фитнес-залов, АЗС.

"Другим способом получения неконкурентных преимуществ стали госзакупки и ГЧП. Законом "О государственных закупках" предусмотрена возможность осуществления закупок из одного источника у лиц, определяемых Правительством.

Данным способом без проведения конкурса определены поставщики услуг строительства 149 объектов в городе Туркестан на сумму 566 млрд тенге.

Из них на сумму 140 млрд тенге или 25% объема работ выделены двум застройщикам BI-Group и "Базис-А". Остальной объем работ распределен по неизвестным критериям среди более чем 250 строительных организаций.

Крайне непрозрачной, неконкурентной становится процедура ГЧП по строительству дорог, больниц, школ и иных объектов, которая, по сути, является государственным закупом строительных услуг", - рассказал Жумангарин членам правительства, в которое сам он не входит.

Далее председатель АЗРК анонсировал пакет поправок в законодательство, которые разработает его ведомство:

  • внесение изменений в законодательство о долевом строительстве жилья, с акцентом на публичное размещение информации о застройщиках, бенефициарах, собственниках компаний, их аффилированности с другими организациями, объемах реализации жилья, ценах, затратах, поставщиках материалов и услуг;
  • разграничение ответственности между участниками долевого строительства, исключение практики создания компаний «однодневок» (под объект) и ухода от ответственности материнскими компаниями (крупные застройщики, холдинги);
  • реализация государственного контроля над порядком привлечения средств дольщиков и целевым их использованием;
  • исключение строительства жилых и нежилых объектов из перечня деятельности на территории СЭЗ;
  • отмена внеконкурсного порядка предоставления земельных участков и размещения государственных закупок строительных услуг;
  • ограничение объемов строительных работ, финансируемых дольщиками и передаваемых на субподряд.