В Атырау во время выступления министра экологии Сериккали Брекешева упала в обморок девушка, передает Ulysmedia.kz со ссылкой на экоактивистку Самал Ибраеву.
По словам Самал Ибраевой, экологическая катастрофа привела к сильному снижению иммунитета.
“Атырауские не могут долго держаться без еды, без воды, без отдыха. Они очень слабые”, – говорит она.
За 30 лет интенсивной разработки подсолевых и надсолевых месторождений нефти, в атмосферу было выброшено более 4 млн тонн ядовитых веществ. Среди них и сероводород, и убийственный меркаптан. На каждого жителя области приходится примерно по 5 кг этих опасных веществ. Но в связи с тем, что “нефтянка” является локомотивом страны, не производится никаких исследований влияния нефтегазового сектора на здоровье местного населения.
“Вообще не производится никаких стратегических планирований. В будущем, если произойдет экологическая катастрофа, как будет действовать правительство экономически, как будет бороться с экологическими мигрантами? Нет никаких компенсаций за вред здоровью населения”.
Наглядно можно сказать о том, что Жылыойский район, где началась большая добыча нефти, в 93-м году с созданием СП “Тенгизшевройл” лидирует по 14 видам болезней.
“C 2016-2017 года началась разработка Кашагана и завод “Болашак”, который принадлежит North Caspian Operating Company. Он стоит совсем рядом с городом и уже является фактором большого риска”.
Также строятся и другие комплексы.
“У каждого своя правда о том, что “мы не превышаем”, “мы не являемся угрозой”, но все-таки в совокупности, если каждый монетку бросит, это все переполняет экологическую емкость региона”.
Каспийскому морю грозит смерть, тем самым и населению области.
“Куда мы будем девать 600 тысяч населения? В экономическом плане это будет намного дороже. А здоровье и жизнь человека, по нашей Конституции, это самое ценное. Лучше быть бедным и здоровым, чем сытым и больным. Сытым – это тоже сказать очень трудно, поскольку социально-инфраструктурные проекты, которым выделяют, допустим, ТШО по $25 млн в год, они уходят просто вникуда – это золотые кошельки акимов. Десятки лет ТШО выделяло, и за $250 млн мы ничего не увидели, никаких рекреационных зон, никаких парков, оранжереи. Проблем много и нет никаких решений. Эти деньги можно было бы туда использовать. Но как всегда нефтяникам не до народа, а акимат и министерство просто не имеют голоса. Тогда зачем нам такие чиновники?”, – заключила активистка.