Председатель ОЮЛ "Казахстанская топливная ассоциация" Болат Ауетаев на брифинге СЦК рассказал, почему АЗС приходится продавать дизельное топливо по талонам, передает Ulysmedia.kz.
Он сообщил, что сейчас основной объем произведенного на отечественных заводах дизельного топлива “уходит” на обеспечение деятельности сельхозпроизводителей, КТЖ и горнорудных предприятий. Оставшийся объем делится между оптовиками и розничными реализаторами.
“Основные давальцы осуществляют реализацию дизтоплива по 189-223 тыс тенге за тонну или 160-190 тенге за литр на заводе. При этом объемов на всех не хватает. Мелкие давальцы и оптовые поставщики-посредники, афиллированные с основным давальцем, предлагают дизтопливо по 260-300 тыс тенге за тонну или 220-255 тенге за литр”, - сказал Болат Ауетаев.
При этом, по его словам, Агентство по защите и развитию конкуренции следит за розничными ценами на автозаправочных станциях, выдавая уведомления владельцам АЗС о необоснованном повышении цен и требуя держать цену на уровне 200 тенге.
“В связи с чем розничные реализаторы вынуждены отказываться покупать дизельное топливо у посредников по завышенным ценам, а также импортировать дизтопливо российского производства, потому что с одной стороны антимонопольный сдерживает, с другой - цены высокие, а розницу “поднять” не могут”, - добавил Ауетаев.
Как следствие, отметил глава топливной ассоциации, мелкие розничные реализаторы переходят на талонную систему и устанавливают ограничения, а в некоторых случаях и вовсе отказываются от реализации дизтоплива, потому что не могут его купить.
Вице-министр энергетики РК Асет Магауов назвал причины дефицита дизтоплива в Казахстане. По его словам, несмотря на рекордную производительность НПЗ в этом году потребление дизельного топлива в стране росло быстрее его производства. Он также сообщил, что его запасов в стране хватит всего на 11-12 дней.