Власти Казахстана намерены приватизировать два из трёх крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны — Атырауский НПЗ и Павлодарский НХЗ. Третий НПЗ, Шымкентский, уже частично принадлежит китайской CNPC, сообщает Ulysmedia.kz.
Агентство по защите и развитию конкуренции 21 ноября объявило, что Национальный офис по приватизации утвердил список предприятий, которые передадут в частную собственность в ближайшие годы. В этом перечне — 473 объекта. По ним уже решено, что приватизации — быть.
Ещё порядка 250 компаний изучат на предмет возможной передачи в частные руки, но уже в следующем году.
— В 2026 году Национальный офис по приватизации проанализирует присутствие и роль государства в таких секторах экономики, как IT, СПК, геология, нефтесервис, строительство. Также планируем провести анализ деятельности предприятий с долей участия государства менее 50%, — сообщили в АЗРК.
Среди предприятий, приватизацию которых наметили на 2028 год, оказались Атырауский НПЗ и Павлодарский НХЗ. По обоим заводам планируют провести открытый двухэтапный конкурс.
В списке есть и другие важные объекты. Так, в Алматы в 2026 году приватизируют машиностроительный завод имени Кирова (оборонное предприятие) и комбинат ритуальных услуг, а к 2030 году та же судьба ожидает «Алматыэлектротранс». В Астане планируют передать в частные руки одноимённый футбольный клуб и KMG International N.V. В Шымкенте — «Шымкентгенплан», футбольный клуб «Ордабасы» и городского автобусного перевозчика Shymkent Bus.
Скорее всего, казахстанские НПЗ будут приватизировать по уже опробованной схеме: половину долей сохранит «КазМунайГаз», а остальные 50% доверят партнёрам.
Весной 2025 года АЗРК уже объявляло, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы могут отдать в частную собственность. В случае с Атырауским НПЗ источники даже называли возможного покупателя — российскую «Татнефть».
Несмотря на вполне ясные заявления антимонопольного агентства, в АО «Самрук-Казына», который официально отвечает за вопросы приватизации НПЗ, не стали отвечать на вопросы по этой теме. Уже позднее журналисты выяснили, что Национальный офис по приватизации действительно решил внести два завода в перечень объектов, подлежащих передаче в частные руки.