Нарушения на сотни миллиардов тенге выявила Высшая аудиторская палата в работе социально-предпринимательских корпораций Казахстана, сообщает Ulysmedia.kz.
Высшая аудиторская палата проверила работу социально-предпринимательских корпораций в регионах Казахстана. И оказалось, что СПК могут хоть на ушах стоять, тратя государственные деньги миллиардами — их деятельность никто толком не регулирует.
— СПК не интегрированы в систему госпланирования, их планы развития носят номинальный характер и не подвергаются внешней оценке, а их деятельность не влияет на оценку эффективности акиматов, — говорится в отчёте ВАП.
Результат — масса финансовых нарушений. За последние пять лет в СПК передали 528 млрд тенге из бюджета, из них более 288 млрд должны были пойти на кредитование предпринимателей. На практике вместо того, чтобы вкладывать эти деньги в инвестпроекты, реально работающие на развитие регионов, СПК кладут государственные средства на депозиты или неэффективно тратят их на коммерческие предприятия с минимальным социальным эффектом.
Аудиторы выявили:
По 14 фактам ВАП передаст собранные материалы в правоохранительные органы.
Председатель ВАП Алихан Смаилов жёстко раскритиковал Министерство национальной экономики, которое должно отвечать за регулирование работы СПК в регионах.
— Вы должны определиться, выработать единые подходы по регулированию и координации деятельности. Чем должны заниматься СПК — это институты развития или что? Какова их социальная роль в регионах? Какая у них роль по привлечению инвестиций, какие инструменты они должны использовать? В части выдачи займов — на что они могут идти, на что не могут? Выработать единую позицию надо. А то сейчас они занимаются чем угодно. В регионах что решили, то и делают. Зачастую это противоречит Предпринимательскому кодексу, — подчеркнул Смаилов.
При этом, несмотря на вливания бюджетных денег, СПК остаются убыточными. К началу 2025 года у них накопился отрицательный баланс более чем на 209 млрд тенге. За пять лет этот показатель вырос в семь раз. А дивиденды с СПК, напротив, стремительно тают. В 2024 году они не дотянули даже до 500 млн тенге — это вчетверо меньше, чем в 2023-м.
Главная претензия к СПК — в том, что они финансируют не реально важные инвестпроекты, а отдельные компании, преследующие сугубо коммерческие интересы.
— Так, в СПК «Ертіс» под видом инвестпроектов реализуют коммерческое жилищное строительство на 16,6 млрд тенге, где аудит установил нарушения на 3,3 млрд тенге. СПК «Aqjaiyq» под реализацию заявленных инвестпроектов передавала земельные участки, которые в итоге либо не освоили, либо переориентировали на другие коммерческие цели. СПК «Актобе» за последние три года выделило кредит на расширение производства одной-единственной частной компании. Суммарно она получила заём и субсидии от государства на общую сумму 11,2 млрд тенге. При этом для одобрения кредита в состав комиссии по отбору проектов допустили человека, аффилированного с этой фирмой, а само кредитование осуществляли с нарушениями и без залогового обеспечения. В СПК «Семей» проекты отбирали без должной оценки и анализа рисков ради быстрого освоения средств, — перечислили в ВАП.
Со стабфондами в регионах тоже проблемы: продукты хранятся в ненадлежащих условиях, ассортимент у них ограничен, а спрос на товары при формировании запасов не учитывают. В целом СПК оказались неэффективными — стабилизировать цены на продукты в регионах они так и не научились.
Ранее Высшая аудиторская палата выявила масштабные проблемы в фонде «Самрук-Казына»: там обнаружили неэффективное расходование средств на 122,2 млрд тенге.