На фоне атак на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Казахстан наращивает экспорт нефти по альтернативным маршрутам, сообщает Ulysmedia.kz.
Как пишет Reuters со ссылкой на пять источников в нефтегазовой отрасли, в декабре Казахстан частично перенаправит поставки нефти с КТК на трубопровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» (БТД). Сырьё с Тенгиза и Кашагана будут загружать в танкеры, после чего переправлять по Каспию в Баку. Оттуда через Грузию нефть пойдёт в Турцию.
— Казахстан планирует нарастить поставки через каспийский порт в Актау по БТД до примерно 188 тыс. тонн в декабре. Это на 30% больше, чем в ноябре. Из них 170 тыс. тонн поступят от «Тенгизшевройла» и 18 тыс. тонн — с Кашагана, — пишет Reuters.
Однако БТД не может стать полноценной заменой КТК — мешают лимиты по отгрузке в порту Актау и предельный процент казахстанской нефти, который можно «запустить» в азербайджанский трубопровод. Дело в том, что азербайджанская нефть Azeri Light выше по качеству, чем сырьё с Тенгиза. Смешивать их можно лишь до определённой степени, иначе Azeri Light, обычно торгующаяся дороже Brent, упадёт в цене.
Кроме того, в августе экспорт по БТД временно останавливали из-за того, что в одном из резервуаров азербайджанского трубопровода выявили повышенное содержание хлоридов. Проверки показали, что это не было связано с казахстанской нефтью. Но нет уверенности, что подобные инциденты не повторятся.
Через КТК идут на экспорт более 80% казахстанской нефти. После атаки украинских беспилотников один из трёх терминалов в порту Новороссийска приостановил работу из-за полученных повреждений. Второе ВПУ (выпускное причальное устройство) на плановом ремонте. Операции по перекачке нефти останавливали с 29 ноября по 1 декабря. На этой неделе их возобновили, но пока что работает только третий причал, поэтому общие объёмы резко снизились.
Для Казахстана атака на КТК — существенная проблема, поскольку использование других маршрутов ограничено. К тому же российская трубопроводная система работает на пределе возможностей из-за постоянных украинских атак, и для дополнительной казахстанской нефти просто не остаётся места.
— Казахстанские производители также отправляют сырую нефть через российские порты в Новороссийске и Усть-Луге под брендом KEBCO и в Германию через трубопровод «Дружба», но эти маршруты менее прибыльны и зависят от пропускной способности российского оператора «Транснефть», — напоминает Reuters.
Ранее мы писали, что Турция вслед за Китаем переходит на казахстанскую нефть вместо российской — так что увеличение поставок по БТД отвечает интересам Астаны.