В Нур-Султане собрались обиженные на отечественную Фемиду казахстанцы. 30 человек из всех уголков страны приехали в столицу, чтобы ещё раз рассказать о несправедливом судействе. Они потребовали допустить присяжных не только к процессам по особо тяжким делам, но и ко всем остальным.
Сегодня они пришли к Верховному суду с лозунгом: «Судебная система Казахстана превратилась в антинародную коррумпированную бизнес-корпорацию». Господин Асанов к пикетчикам не вышел, коллективное заявление приняла канцелярия.
А началось всё ещё накануне, когда активисты на пресс-конференции пытались объяснить, почему судейский корпус и сам верховный судья Жакып Асанов утратили доверие граждан. Корреспондент Ulysmedia.kz следила за ситуацией.
Зазывали журналистов на эту встречу обещаниями рассказать о громких делах, в которых замешаны высокпоставленные чиновники, крупные нацкомпании и представители известной семьи. И действительно, известные фамилии мелькали не единожды.
“Моего сына в 2005 году осудили за покушение на Аскара Кулибаева. Дали 25 лет, хотя даже сам Кулибаев был уверен, что он ни при чем. Но это не остановило суд! Все эти годы мой сын подвергается пыткам и издевательствам”, – рассказывает Надежда Воробьева.
Алматинка Мадина Кукетаева поведала о произволе Кулмахановых и о своих попытках остановить строительство торгового центра.
“Братишка бывшего акима Алматинской области Шалбая Кулмаханова – Кулмаханов Амир – мне прямо сказал: “Я тебе спокойной жизни не дам!”, – говорит Кукетаева.
Мадина утверждает, что людям, которые не хотят продавать свои дома за бесценок, подкидывают во двор использованные шприцы, угрожают расправиться с детьми.
“Я предоставила в ДВД фото этих молодчиков, но никто ничего не делает, даже заявление моё не зарегистрировали”, – возмущается алматинка.
И таких историй без малого на три часа. Хотя тезис у собравшихся был один: коррупцию в казахстанских судах невозможно искоренить, пока по всем категориям дел не будет введен суд присяжных. Люди уверены, что 12 присяжных никто не сможет подкупить, как одного судью или трех, или даже всю семерку Верховного суда.
А столичный бизнесмен Аскар Омар пошел еще дальше и обвинил в текущем положении дел председателя Верховного суда Жакыпа Асанова.
По его словам, Жакып Кажманович лично инициировал пересмотр целого ряда дел, связанных с известными в Казахстане людьми. Так, к примеру, многие бывшие клиенты страховой компании «Евразия – «дочки» Евразийского банка олигарха Александра Машкевича, не получили обещанной судами компенсации за страховые случаи как раз после того, как дела на пересмотр отправил председатель Верховного суда.
Компания самого Аскара Омара не смогла добиться справедливости в споре с НК «КТЖ».
“Сейчас о многомиллиардных хищениях в этой компании говорят. Но все же помнят о том, что «КТЖ» входит в структуру «Самрук-Казына». Руководителем «Самрук-Казына» в то время был Ахметжан Есимов, племянник Нурсултана Назарбаева. А руководитель КТЖ Сауат Мынбаев был родственником Есимова. В то же время в КТЖ работал Махат – родной брат супруги Самата Абиша. Они, естественно, напрямую обращаются к Асанову, и тот по надуманным обстоятельствам требует пересмотра дела”, – рассказывает Аскар Омар.
Чтобы понять, почему так предвзято выносит суд свои решения, Омар предложил изучить биографию Асанова. Он работал в прокуратуре, дослужился до чина прокурора Павлодарской области, а потом ушёл в бизнес. Через три года он ненадолго получает должность вице-министра юстиции, а затем опять «на вольные хлеба».
“Он работает в «Атамекене», в коммунальных сетях, а потом устраивается в компанию «Ордабасы», которую учредили Кайрат Сатыбалды и Динмухамед Идрисов”, – объясняет, кто вымостил дорогу в Верховный суд Жакипу Кажмановичу, Аскар Омар.
Случайно или нет, но спустя всего полтора года в «Ордабасы» карьера Жакипа Асанова пошла резко в гору. Он становится сначала депутатом мажилиса, потом замом Генпрокурора, потом – Генеральным прокурором и, наконец, в 2017 году – председателем Верховного суда.
Аскар Омар уверен, что от человека, который многим обязан родственникам высокопоставленных людей (Кайрат Сатыбалды – племянник Елбасы, Динмухамед Идрисов – сват Нурлана Нигматулина) ждать беспристрастности в делах, связанных с высокопоставленными чиновниками и их родственниками, не приходится.
“Проблема в том, что человек за всю жизнь не вынес ни одного судебного решения даже на районном уровне! Он никогда не был судьёй, он всегда был на позиции обвинения. О каком правосудии в этой связи можно говорить? В мировой практике нет такого, чтобы председателем высшего судебного органа был прокурор. Судьи – это люди с безупречной репутацией, большим опытом, целым списком научных трудов по теме”, – напоминает он.
Сегодня активисты продолжили акцию протеста и отправились на пикет перед зданием Верховного суда. Они потребовали аудиенции с не вызывающим у них доверия Жакипом Асановым. Активисты надеются, что сейчас, когда в стране объявлены реформы и модернизация, им удастся убедить главного казахстанского судью, что судебную систему пора менять, а Фемиду сделать, как это и положено, беспристрастной.
Автор: Анна Петрова