Эксперт по горнодобывающей отрасли Тельман Шуриев прокомментировал выход канадской компании Laramide Resources Ltd из соглашения по геологоразведке урана в Шу-Сарысуйском бассейне на юге Казахстана, сообщает Ulysmedia.kz.
Эксперт напомнил, что ключевым фактором, который повлиял на решение инвестора, стали поправки в Кодекс о недрах, принятые в конце 2025 года. По новому законодательству «Казатомпром» фактически стал монополистом по добыче урана в стране.
— Урановые проекты, по всей видимости, останутся в контуре дальнейшего квазигосударственного управления. Я не против — прибыль остаётся в стране, а средняя маржинальность в отрасли достигает 45–70%, что является крайне высоким показателем. «Казатомпром» в целом неплохо справляется с управлением: доходность растёт, акции тоже, корпоративное управление — одно из лучших среди квазигосударственных и частных компаний в стране, — отмечает Тельман Шуриев.
Но аналитик задаётся вопросом: что мешало «Казатомпрому» самостоятельно разведывать и разрабатывать перспективные месторождения урана? Он допускает, что нацкомпания «проспала геологию». К слову, практически то же самое заявил и директор Laramide Resources Марк Хендерсон — он отметил, что у «Казатомпрома» отсутствует «уникальный опыт собственной успешной геологоразведки».
Вдобавок казахстанский рынок становится непривлекательным для инвесторов из-за рисков, связанных со слишком частым переписыванием законов.
— Настораживает то, что законодательство в сфере недропользования меняется слишком часто. Это один из ключевых триггеров, который сдерживает инвесторов при входе на рынок Казахстана. Формально страна декларирует готовность делать всё возможное для инвесторов, но параллельно усиливаются квазинационализационные действия в недропользовании, — указывает Тельман Шуриев.
Сейчас главное — не допускать перегибов. В горнодобывающих проектах от разведки до начала добычи проходит 15-17 лет, и они требуют крупных долгосрочных инвестиций. А в таких условиях может быть опасным «прогонять» инвесторов, переписывая законы в пользу нацкомпаний.
Канадская компания Laramide Resources объявила о выходе из уранового проекта в Казахстане из-за новых поправок к Кодексу о недрах. Инвестор подчеркнул, что изменения в законодательстве сильно снижают привлекательность страны для зарубежного бизнеса. Кроме того, «Казатомпром» слабо работает над геологоразведкой, и эта сфера критически недофинансируется. Между тем разведанные запасы нацкомпании сокращаются — и могут полностью истощиться к 2057 году, если не открывать новые месторождения.