На брифинге по базовой ставке председатель Национального банка РК Тимур Сулейменов не исключил возможности её дальнейшего повышения, сообщает Ulysmedia.kz.
Тимур Сулейменов заявил, что основные инфляционные риски 2025 года удалось сгладить, но говорить о системном снижении инфляции преждевременно. 2026-й принёс с собой новые значимые вызовы. В первую очередь это повышение ставки НДС, предстоящая отмена моратория по росту тарифов и цен на ГСМ, а также вкачивание в экономику денег через холдинг «Байтерек».
— Важно учитывать, как повышение ставки НДС и расширение круга налогоплательщиков будет влиять на экономическую активность. Как компании будут перекладывать свои издержки на цены, каким образом они будут принимать что-то за счёт своей маржи, — пояснил глава Нацбанка.
Он также подчеркнул, что в соответствии с поручением президента борьба с инфляцией в 2026 году выйдет на первый план. Здесь важную роль должен сыграть план совместных действий Нацбанка, правительства и АРРФР, который предусматривает регламентацию жилищно-коммунальных тарифов, расширение предложения и рост производительности в ключевых отраслях.
— Базовая ставка с высокой вероятностью останется на текущем уровне до достижения конкретных результатов и эффектов по борьбе с инфляцией. При этом в случае отсутствия устойчивого тренда на снижение — если мы увидим резкое повышение инфляции, простыми словами, — не исключается возможность ужесточения денежно-кредитной политики. Эта опция всегда сохраняется, — указал Тимур Сулейменов.
Отвечая на вопросы журналистов, глава Нацбанка отметил, что регулятор при необходимости может достаточно долго повышать базовую ставку — порога здесь может и не быть. Так что в перспективе речь вполне может идти и о показателе в 20% или даже выше. Но уже сейчас ставка близка к максимальному уровню, при котором она остаётся эффективным механизмом регулирования инфляции.
На первом заседании по базовой ставке в 2026 году Нацбанк оставил её прежней, на уровне 18%. Это обусловлено проинфляционным давлением за счёт повышения НДС и тем, что цены на продукты (особенно на мясо) продолжают расти высокими темпами.