На днях казахстанцы узнали, что международный арбитраж присудил нашей стране победу в споре с членами консорциума, разрабатывающего месторождение Карачаганак. Однако профильное ведомство не спешит комментировать это решение и раскрывать его детали. Из-за этого эксперты нефтегазовой отрасли предположили, что не все так «гладко» в данном процессе, и члены консорциума на самом деле получили от нашей страны гораздо более ценные преференции, чем 4 миллиарда долларов, которые присудил Казахстану арбитраж. Корреспондент Ulysmedia.kz попросила министра энергетики прокомментировать эти версии.
Ерлан Аккенженов категорически отрицает наличие каких-либо выгодных членам консорциума дополнительных соглашений.
Не комментирует ведомство новость по одной простой причине – окончательного решения по давнему спору еще нет.
-Это коммерческий арбитраж, все решения его, вся процедура, строится в рамках конфиденциальности. Это не открытый судебный процесс, потому что он происходит по законодательству других стран. И требование одной из сторон процесса, в частности – больших нефтяных компаний, в том, чтобы он был конфиденциальным. Мы, как сторона, должны это требование соблюдать. Это первое. Второе – судя по тем данным, которые опубликованы в некоторых телеграм-каналах и СМИ, у Казахстана действительно есть хорошие шансы. Но, должен отметить, что это решение было промежуточным, - подчеркнул Ерлан Аккенженов.
Он напомнил, что заседания суда по данному спору длятся три года, и вот, наконец, вынесено промежуточное решение.
- Но, опять-таки, никаких договорняков со стороны Минэнерго и уполномоченного органа ТОО «PSA» здесь не было. Мы защищаем интересы государства. И от поставленных целей мы не собираемся никуда уходить, - заверил Аккенженов.
Он назвал все предположения о дополнительных соглашениях или иных документах, домыслами.
- Я не знаю, чем руководствуются люди, когда говорят о каких-то договорняках. На самом деле это все прозрачно. Если будет решение, соответственно, должно быть исполнение этого решения. Правильно же, да? И мы тогда все будем иметь возможность исполнения этого решения, - сказал Аккенженов.
Также он ответил на вопрос о том, на какой стадии находится процесс пересмотра соглашений о разделе продукции – основных документов, по которым мировые нефтяные гиганты работатю в Казахстане.
Ранее эти СРП много раз подвергались критике за непрозрачность условий и сомнительную выгоду для Казахстана.
Президент даже дал поручение их пересмотреть.
Но, как признался Ерлан Аккенженов, процесс этот крайне сложный.
- Работа в этом направлении проводится. Поскольку это большие коммерческие контракты, по результатам этих переговоров мы вам все сообщим, - сказал он.
Когда стоит ждать такого рода новостей – Аккенженов не сказал.
- Здесь руководствуемся законодательством не нашей страны, а других стран. В частности если мы говорим о юрисдикции Англии, по которой мы в том числе СРП заключены, то там сроков никаких нет. Это все зависит от переговорных позиций сторон. Если мы говорим про проект Кашаган, то там 7 участников, в соответствии с СРП, все должны прийти к какому-то обоюдному соглашению. В случае отказа одного из участников решение не принимается. И с этим мы как раз сейчас сталкиваемся, - признался министр энергетики.
В последние годы вопрос о раскрытии условий, на которых иностранные компании качают казахстанскую нефть, поднимался неоднократно, в том числе и депутатами. Однако правительство не готово раскрыть информацию – нужно письменное соглашение второй стороны. Поэтому сколько именно имеет Казахстан со своих недр сказать сложно. По разным данным, опять же из зарубежных источников, в среднем, с продаж своей нефти страна имеет хорошо если 15%.