Звонки, приказы, требования – сегодня то, что обычно остается за кадром, стало достоянием общественности. Если коротко, то, казалось бы, ничего сверх естественного и удивительного не произошло – случился звонок, который взорвал не только профессиональное сообщество.
Кто с таким не сталкивался?
Накануне одна из сотрудниц пресс-службы одного из ведомств позвонила журналисту. Счастье пообщаться с представителем компании «КазСтандарт» выпало шеф-редактору агентства KazTAG Амиру Касенову. Именно он получил приказ внести правки в материал, который редакция написала на основе пресс-релиза этой организации. Касенов взять под козырек отказался, в ответ сотрудница пресс-службы Министерства торговли и интеграции Юлиана Жихорь в журналистские чаты разослала гневный текст, а потом опубликовала его и в закрытом профессиональном паблике.
Касенов в свою очередь, тоже завёлся и своё возмущение выплеснул на странице в Facebook.
Корреспондент Ulysmedia.kz решил поговорить с возмутителем спокойствия и выяснить, что его заставило провести виртуальную акцию протеста.
“Об этой ситуации вообще никто бы и не узнал, это ведь внутренняя кухня взаимоотношений СМИ с пресс-службами – где-то мы им отказываем, где-то идём навстречу. Я удивился, что сугубо рабочий момент вынесен на всеобщее обозрение, причем с позиции “Мы замечательные, а они плохие”. Тогда я и записал в ответ это видео”.
Амир был уверен, что после этого пресс-служба должна была просто извиниться, но не тут-то было.
“Я так понимаю, что девочка, которая звонила мне с требованием внести правки, просто не передала суть нашего разговора, были сделаны неправильные выводы, потому Жихорь и выставила этот пост”, – анализирует произошедшее Амир.
Власть или прислуга
С подобным и не единожды сталкивается едва ли не каждый журналист или издание. И ни для кого не секрет, что государственные ведомства и структуры частенько через свои пресс-службы позволяют себе вмешиваться в работу СМИ и настойчиво требовать поправок в материалы.
В чём причина такой разнузданности пресс-служб, почему сотрудники уверенны, что им всё можно? Амир Касенов считает, что в её основе лежит банальная невоспитанность.
Не на того напали
“Я считаю, что такие звонки – это просто непрофессионализм и банальная невоспитанность. Элементарно, человек, который позвонил, должен поздороваться и назвать себя – это же базовые навыки коммуникации и основа работы любой пресс-службы”, – убеждён Касенов.
Он отмечает, что ему с такими требованиями звонят редко и скорее всего потому, что пресс-секретари уже знают, что он не возьмёт под козырёк. Но ситуация изменится и звонки с указанием убрать строчку, поменять заголовок или фото, исчезнут только тогда, когда все СМИ перестанут бояться гнева того или иного начальника. Агентство, в котором он работает, говорит Амир, не испытывает пиетета ни перед одним министерством или ведомством, поэтому пресс-службы стараются коммуницировать адекватно и просто дают пояснения, оговариваясь, что редакция может поступать как хочет – публиковать или не публиковать.
“Не пугайтесь пресс-служб и пресс-секретарей, их нужно не бояться – с ними нужно работать”, – рекомендует коллегам Амир.
Согласно нашим законам, у журналистов много обязанностей, но ведь они есть и у госслужащих. Например, вовремя предоставлять информацию сотрудникам СМИ. А согласно Кодексу этики госслужащего, руководитель несёт ответственность за действия своих подчиненных. За Жихорь отвечает министр торговли и интеграции РК.
“Эта ситуация не красит и министра Бахыта Султанова, ведь это его подчиненные повели себя некорректно и недопустимо. Хотя мне он кажется вполне адекватным человеком”, – говорит Касенов.
Как Султанов отреагирует на конфликт, который, скорее всего для него стал неожиданным, неизвестно. Вполне возможно сегодня занят тем, что в профессиональный журналистский день раздаёт грамоты сотрудникам своей пресс-службы и журналистам, которые пишут так как нужно его торговому ведомству.