Под председательством президента Касым-Жомарта Токаева состоялось совещание с участием руководства правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, нацкомпаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. Об этом со ссылкой на Акорду передаёт Ulysmedia.kz.
Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль транспортно-логистической отрасли в экономике. По его словам, эта сфера имеет важное значение для активизации взаимодействия регионов. Тем не менее, геополитическая ситуация и санкционное противостояние привело к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек.
В ходе совещания подчёркнута необходимость проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок.
По мнению президента, требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции. Он подчеркнул, что необходимо сохранить лидерство страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать Казахстан как надёжный транзитный хаб. С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идёт о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы.
Токаев поручил принять меры по укреплению железнодорожного парка и проведению капитального ремонта путей.
“Необходимо делать упор на развитие отечественного железнодорожного машиностроения. Определённые заделы есть. Надо активно поддержать казахстанских производителей”, – сказал он.
Президент считает необходимым осуществить масштабную модернизацию нацкомпании “Қазақстан темір жолы”.
“Возможно, пришло время трансформировать КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это расширит мандат и задачи КТЖ, позволит компании более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны”, – заявил он.
Особое внимание в выступлении Токаев уделил развитию морских перевозок.
“Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объёме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау”, – подчеркнул он.
Ещё одной важной задачей президент назвал диверсификацию поставок нефти.
“Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю “КазМунайГазу” проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с “Самрук-Казына” следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь”, – отметил он.
Развитие автодорожной инфраструктуры также остаётся приоритетом. Токаев полагает, что в первую очередь следует своевременно и качественно завершить реконструкцию уже начатых магистральных маршрутов (Актобе – Кандыагаш – Макат, Атырау – Астрахань, Алматы – Караганда и Талдыкорган – Усть-Каменогорск).
“Обращаю особое внимание, что максимальная бюджетная эффективность и повышение местного содержания должны стать ключевыми принципами реализации проектов”, – подчеркнул он.
Кроме того, правительству поручено до конца года полностью автоматизировать процесс таможенного оформления и пограничного контроля.
В ходе совещания с докладами выступили министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, министр энергетики Булат Акчулаков, председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев. В обсуждении также приняли участие премьер-министр Алихан Смаилов, заместитель премьер-министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев, председатель правления “Казмунайгаза” Магзум Мирзагалиев.