Крупные компании не дают конкурировать независимым АЗС. Об этом сообщается в отчёте агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Казахстана, передаёт Ulysmedia.kz.
Как заявили в агентстве, эта схема ограничивает доступ к ресурсам и развитие небольших сетей АЗС.
Розничный сегмент представлен 6 крупными сетями автозаправочных станций (АЗС). В него входят «Petro Retail», «Sinooil», «Гелиос», «Газпромнефть-Казахстан», «Автогаз Трэйд» – «GazEnergy», «Royal Petrol». На их долю приходится более 50% рынка с концентрацией в столице и областных центрах республики. При этом, если Sinooil приобретает объемы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, то Petro Retail – у бывшего собственника данной сети – КазМунайГаз.
Независимые сети Гелиос и Газпромнефть-Казахстан на 20-30% осуществляют закуп у Petrosun, а недостающие объемы – у посредников. Региональные и мелкие сети АЗС приобретают у Petrosun всего лишь 5-10%, а недостающие объемы – у посредников.
Такая схема реализации нефтепродуктов ограничивает доступ к ресурсам и развитие небольших сетей АЗС, говорится в отчёте.
В ведомстве также добавили, что вертикально-интегрированные: «КазМунайГаз-Petro Retail» и «Petrosun–Sinooil и посредники», не позволяют конкурировать независимым сетям АЗС, ограничивая им прямые продажи.
«Независимые сети вынуждены уходить из областных центров Казахстана. Последние, в условиях жесткого ценового контроля на розничном рынке, вынуждены уходить из областных центров страны», ― сообщается в отчёте.