×
514.65
544.6
5.17
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
514.65
544.6
5.17

Тихая биржевая лихорадка: что в Казахстане может коррупцию победить

Тихая биржевая лихорадка: что в Казахстане может коррупцию победить
Коллаж Ulysmedia.kz

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов уверен, что только товарно-сырьевые биржи могут не только торговлю сделать цивилизованной, но и исключить коррупцию.

Помимо двух фондовых бирж KASE и AIX в Казахстане есть ещё почти десяток бирж – это пресловутые товарно-сырьевые биржи. Они могут продавать сырье или любой товар, лишь бы у него были сертификаты качества и происхождения. У таких торговых площадок многовековая история и действуют они по всему миру.

Именно на таких биржах в 90-е в Казахстане были «сделаны» первые миллионы долларов. На них торговали зерном, углем, бензином. Затем, государство решило, что правила биржевой торговли надо ужесточить и в 2009 году был принят закон, после которого из 19 бирж осталось 10.

Весьма любопытно, что на биржи обратил внимание президент. Вообще, в идеальном мире товарные биржи — это большой виртуальный рынок чего угодно, лишь бы это можно было измерить, определить качество и законность происхождения товара. Биржа – это постоянный аукцион, где встречаются покупатели и продавцы. Amazon, E-bay, Alibaba и многие другие сайт вообще выстроены по образцу и подобию реальных бирж.

Им нужен минимальный надзор, потому что цену определяют спрос и предложение, а институт репутации решает о доступе к торгам того или иного игрока.

Именно поэтому несколько лет назад президент поручил создать Агентство по защите и развитию конкуренции, чтобы осуществлять минимально возможный надзор за деятельностью бирж. Однако, как выясняется, у товарных бирж появляются нерыночные чемпионы, сила которых определяется не IT инфраструктурой, скоростью торгов или ликвидностью, а знакомствами и покровителями. Поэтому президент ещё раз вернулся к этой теме и 1 сентября сказал неожиданные вещи про «карманные» биржи. Оказалось, есть биржи, которые «договорные сделки» прячут за ширмой биржевых операций.

А вообще, товарная биржа, будучи одним из самых прозрачных механизмов торговли, у нас умудрилась покрыться позором коррупции и договорных сделок. В своём телеграм канале я попробовал написать несколько материалов на эту тему, и меня буквально засыпали компроматом. Любопытно, знает ли регулятор про это? Это и использование IT платформы из квазигоссектора, это и эксклюзивный доступ на биржу узкого круга лиц и лоббирование интересов.

При этом сами биржи зарабатывают немного. Вот почему нам нужно развитие бирж во всех регионах. Даже самые небольшие партии продуктов питания, ГСМ, угля и других жизненно важных товаров можно и нужно продавать через биржу, тем самым ликвидируя цепочку посредников. Не говоря уже о продажах стандартизированных услуг или поставок стройматериалов.

В борьбе с коррупцией нет волшебной серебряной пули, однако биржи и их правильное развитие внесёт неоценимый вклад в прозрачность рынка.

Постепенно и госорганы, и квазигосструктуры должны переходить на прозрачные биржевые закупки. Можно начать с социально-предпринимательских корпораций в регионах, потом акиматы и так далее. Думаю, закупка даже продуктов питания в стабилизационные фонды через биржу – это уже большой шаг.

Потом выше и выше, от районов до областей и центральных ведомств. Областным акиматам будет легче, если все закупки будут через биржу.

Вот почему я призываю СМИ активнее изучать деятельность товарных бирж, посылать запросы в АЗРК и местные госструктуры.

Сейчас объём товаров на всех наших биржах – меньше одной Ташкентской биржи, тогда как потенциал есть на увеличение товарооборота в 25-50 раз. Страшно сказать, какие деньги не получат непродуктивные посредники, то есть какие деньги сэкономят казахстанские потребители, если биржи станут одними из главных игроков на товарном рынке.