×
498.34
519.72
4.85
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
498.34
519.72
4.85

Статистика свидетельствует об ухудшении ситуации с возрастом автопарка

14.06.2024, 15:12
Статистика свидетельствует об ухудшении ситуации с возрастом автопарка
Коллаж Ulysmedia

Утилизационный и регистрационный сборы введены с 1 января 2016 года. До их введения, а именно по итогам 2015 года, количество легковых автомобилей в стране составляло 3 856 505, из них старше 10 лет – 2 230 722. Через год после введения утилизационного и первичного сборов количество легковых автомобилей составляло уже 3 845 301 (их стало меньше примерно на 10 тысяч), из них число старше 10 лет выросло – их стало 2 270 931.

То есть количество машин старше 10 лет выросло на 40 тысяч. В процентном соотношении до утильсбора их было 57,8%, а через год после его введения их стало 59%. По итогам 2023 года всего легковых авто в Казахстане стало 4 690 898 (за 8 лет количество увеличилось на 830 тысяч), а машин старше 10 лет – 3 228 957, т.е. почти на 1 млн больше, чем в 2015 году (или 69% вместо 57,8%).

К сожалению, у Минпрома просто нет аргументов (либо компетенций, чтобы обосновать необходимость утильсбора и первичного сбора). Министерство даже премьеру готовило ответы на депутатские запросы, которые откровенно вводят мажилисменов и сенаторов в заблуждение. Я не понимаю, почему депутатов это устраивает. Профильный закон позволяет им открыть прения, инициировать принятие постановления по вопросу недостоверных данных в ответе на депутатский запрос. Но ничего не происходит.

Важный тезис – именно эти сборы привели к удорожанию импортных качественных и относительно свежих авто. В 2024 году первичный сбор за машину 2022 года составляет более 1,8 млн тенге. За постановку на учет импортной 15-летней машины сумма выходит та же – 1,8 млн. То есть первичный сбор никак не направлен против автохлама. Он, напротив, вкупе с утильсбором привел к массовому ввозу автохлама, который эксплуатировали на иностранных номерах. И в рамках легализации владельцы этих машин просто получили казахстанские номера.

В целом должностные лица Минпрома не могут адекватно оппонировать противникам утильсбора. Они не включили в рабочую группу депутатов, которые задавали неудобные вопросы по поводу утильсбора, они не показывают кто вошел в эту группу. Ну до смерти боятся вести публичные слушания публично.

Утильсбор и первичка в нынешнем виде – никакого отношения к экологии и заботе об автолюбителях, пассажирах, пешеходах – не имеют.

Шынгыс Темир, юрист, общественный деятель, GR-менеджер