Выпускник Гарварда, казахстанский политолог Талгат Кабдыгали, объяснил Ulysmedia.kz, почему для встречи президентов России и США была выбрана именно Аляска, и о чем могут договориться Дональд Трамп и Владимир Путин.
Мир на пороге эпохальной встречи: главы США и России проведут саммит, на котором обсудят ситуацию в Украине и перспективы завершения войны в этой стране.
Примечательно, что встреча пройдет без участия украинской стороны, что вызывает вполне понятное беспокойство со стороны мирового сообщества.
Еще тревожнее, что обсуждать судьбу Украины Дональд Трамп и Владимир Путин будут на территории штата Аляска, который когда-то принадлежал России.
Как уверен казахстанский политолог, выпускник Гарварда, Талгат Кабдыгали, место выбрано не только из-за географии. Да, до Аляски из России можно долететь, не пересекая территорию третьих стран, миновав один лишь Берингов пролив, но для Трампа, как для опытного бизнесмена, важнее другое.
- Многие американцы обратили внимание на то, что в какой-то момент Трамп даже назвал Аляску российской территорией. Это подогрело спекуляции в обществе. Но, как мне кажется, это не промах со стороны американского президента, а некий сигнал. Американцы оптимистичны, они хотят прочувствовать Владимира Владимировича на предмет мира по поводу Украины, - предполагает Талгат Кабдыгали.
И тут, по мнению политолога, выбор Аляски, которую Российская империя в 1867 году продала США за относительно небольшую сумму, вдвойне стратегический ход.
- Аляска выбрана не просто так, это некий символ сотрудничества России и США, потому как в 1867 году этот регион был продан Российской Империей Соединенным Штатам. И выбор этого места, на мой взгляд, сигнал о том, что границы в современном мире – это лишь валюта, - отмечает Кабдыгали.
Он напоминает, что Россия хочет заключить мир на условиях сохранения за собой отвоеванных территорий, намекал, что такой вариант вполне допустим и сам Дональд Трамп, и вице-президент США Джей Вэнс.
Логично, что такие «мирные» условия совершенно не устраивают Украину, о чем жестко заявил Владимир Зеленский.
- Формат встречи будет полностью двухсторонний, то есть Трамп и Путин будут говорить о мире и безопасности без главной жертвы, без главного пострадавшего в этом конфликте, что с позиции международного права выглядит мягко говоря странно, - говорит Кабдыгали.
Он считает, что Путин будет настаивать на том, что границы России и Украины будут зафиксированы по захваченным регионам, а Трамп, возможно, потребует вернуть Украине Херсон и Запорожье.
- Путин скорее всего будет стоять на своем, а именно: признание четырех территорий региона плюс Крым и полная денацификация Украины. Грубо говоря, это просто смена власти в Киеве, и полный доступ России к Крыму и Черноморскому флоту, - предполагает Талгат Кабдыгали.
Политолог не исключает, что Путин сможет добиться этих условий.
При этом США будут настаивать на демилитаризации Украины, но не будут блокировать ее вхождение в ЕС.
Как полагает эксперт, по итогам переговоров Трампа и Путина возможна заморозка линии фронта, а в перспективе – мир по «корейскому» сценарию, когда вроде и мира между братскими народами нет, и конфликтная ситуация не урегулирована, но активное вооруженное противостояние прекращено.
В то же время он подчеркивает, все реверансы со стороны американского президента в отношении российского могут быть не более чем уловкой для начала переговоров, однако согласится ли в итоге Трамп на мире, в котором он не будет главным бенефициаром – большой вопрос.
- В текущих условиях договоренности между Трампом и Путиным на руку прежде всего России, которая теряет доходы от экспорта нефти и газа из-за санкций. При этом глобально достижение неких условий могут вывести Россию из-под санкций, что снизит цены на зерно и нефть и автоматически укрепит позиции стран БРИКС на мировой арене, - говорит Талгат Кабдыгали.
По его мнению, Трамп не настолько хочет прослыть глобальным примирителем, чтобы жертвовать экономическими интересами. Так что, не исключено, что переговоры на Аляске могут пойти совсем по иному сценарию.