Аресты Махамбета Абжана и Михаила Козачкова, поджог машины Динары Егеубаевой, «замуровывание» монтажной пеной квартиры Вадима Борейко, взлом сайта Ulysmedia.kz и угрозы его главному редактору Самал Ибраевой… Все эти события вызывают стойкое ощущение дежавю у основателя и бессменного главного редактора газеты «Республика» Ирины Петрушовой. Легендарное издание, которое власти с начала его основания «душили-душили», удалось окончательно «додушить» в 2012 году, но за время его существования редакции довелось столкнуться с очень похожими на нынешние методами давления на СМИ.
Новое – хорошо забытое старое?
Сегодня, наблюдая за происходящим, Ирина Петрушова, по её признанию, видит глубокий смысл в эзотерическом постулате о том, что «время и события движутся по спирали».
- Все это – угрозы физической расправы, нападения на офисы, поджоги редакций и типографий - происходило в Казахстане при президенте Назарбаеве, начиная с двухтысячных годов и до момента, когда после жанаозенской трагедии всё медийное поле оказалось фактически полностью зачищено, - проводит параллели Ирина Альбертовна.
При этом нашу собеседницу не слишком удивляет тот факт, что методы давления на журналистов и неугодные СМИ в Новом Казахстане практически неотличимы от тех, что применялись к газете «Республика» и другим неугодным «системе» средствам массовой информации на заре 2000-х.
- Методы давления на журналистов во всем мире одинаковые – их либо покупают, либо запугивают. В Казахстане, кстати, происходит и то, и другое. Причём до президентских выборов больше покупали, а после перешли к запугиваниям. Очевидно, из практических соображений вроде: «Ну смысл тратить деньги? Проще попытаться запугать и «построить»». Ну, а «строят» уже по отработанным лекалам.
Кошмарить – не мешки таскать
Редакция «Республики» в начале «миллениума» уже пережила всё, с чем сегодня столкнулись журналисты и СМИ. Издание меняло название, словно перчатки, поскольку решения о запрете на выпуск и распространение оппозиционной газеты суды штамповали, что называется, не глядя, с завидным усердием и периодичностью. Угрозы, поджог редакции, DDoS-атаки на сайт газеты, слежка за сотрудниками, вброс компромата... И наконец, подброшенный в редакцию труп обезглавленной собаки, отрезанную голову которой нашла у своего порога Ирина Петрушова, – далеко не полный перечень того «хоррора», какой тогда устроили «Республике» неизвестные «оппоненты».
– Сейчас мы с коллегами, обсуждая ситуацию, иронизируем, что креативного мышления казахстанским спецслужбам явно не хватает, - с сарказмом замечает Ирина Альбертовна. - Разве что заменить голову собаки на голову свиньи. Есть, конечно, такое ощущение, что кто-то в «конторе» прошерстил архив, составил на его основе список «акций» и теперь по этому списку с небольшими изменениями действует.
На вопрос о том, кому и почему могло понадобиться «шерстить архив», бывший главный редактор газеты «Республика» выразила мнение - журналисты обманулись чувством свободы и перешли установленные кем-то «красные флажки». Ирина Петрушова считает, что пока пошла в ход первая стадия запугивания – играют на нервах, чтобы убедить редакции и журналистов соблюдать эти самые «красные флажки».
- Если же с кем-то это не получится, то могут перейти и к более серьезным акциям, - считает она.
Без реверансов…
По мнению Ирины Альбертовны, журналистам не нужно думать, что Новый Казахстан с его свободой слова распахнет свои двери в одночасье.
- На момент 2012 года зачистить медийное пространство Казахстана удалось, но в 2019 году после ухода Назарбаева и провозглашения Нового Казахстана появилось ощущение некой свободы – как это было во времена горбачевской перестройки. А после январских событий 2022 года, это ощущение ещё больше усилилось. Вдруг сдвинулись красные флажки – стало можно писать о Семье, что раньше было в принципе невозможно для медиа внутри страны. Но это ощущение - обманчивое на самом деле. Очень многие персоны из окружения Назарбаева просто перетекли в окружение Токаева со всеми вытекающими из этого желаниями и возможностями.
Поэтому, если до выборов журналистов и редакции предпочитали покупать, то теперь, после выборов, «миндальничать» с ними нет смысла. Проще и эффективнее запугать и построить - ведь именно такой подход работал при Назарбаеве.
По мнению Ирины Петрушовой, заказчики акций устрашения для журналистов сегодня всё те же.
- Я думаю, это спецслужбы. Точнее, сотрудники Комитета национальной безопасности. Но не своими руками, а с помощью наемников. Хакеров, если речь идёт о вскрытии сайтов. Хулиганов – если речь идет о разрисовывании дверей, битье стекол и поджогах.
Это, конечно, исключительно мое личное мнение. В версию обиженных олигархов именно в данных случаях я не верю.
Шумите, Шура, шумите!
Что касается атаки на сайт Ulysmedia.kz, Ирина Альбертовна уверяет: вскрыть сервер внутри Казахстана не просто легко, а очень легко.
- Именно для этого в своё время и ввели правило, что хостинг должен быть только внутри страны, - напоминает она. - А все хостеры курируются спецслужбами. У нас было такое с сайтом газеты – поэтому я знаю, о чём говорю.
По мнению Петрушовой, совсем не реагировать на криминал власти не смогут.
- Найдут исполнителей и, возможно, их даже накажут. Если вспомнить «Республику», то поджигателей редакции нашли – тех, кто кидал бутылки в окна, но, естественно, не заказчика. А вот тех, кто посылал мне похоронный венок и вешал на окно редакции собаку без головы, а голову потом мне к дверям подкидывал, не нашли и, уверена, даже и не искали.
Прогноз экс-главного редактора газеты «Республика» на то, сумеют ли власти Нового Казахстана защитить СМИ, далёк от оптимизма.
- Я не разделяю спецслужбы и администрацию президента. Если первые действуют по своему собственному сценарию и разумению, страшно подумать, насколько расшатана система сейчас. Если же сценарий согласованный, то… защищать от кого? От самих себя?
Но, конечно, многое зависит от общественного резонанса. Чем больше шум – тем больше шансов остановить атаки на медиа.
Автор: Лариса Чен