×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Капля в море, или Почему буксует закон о возврате капиталов

11.09.2023, 09:51
Капля в море, или Почему буксует закон о возврате капиталов
Коллаж Ulysmedia.kz

В конце прошлой недели Генеральная прокуратура РК отправила на суд общественности специальный проект по Правилам проверки законности источников активности – он опубликован для обсуждения на сайте «Открытые НПА». Ulysmedia.kz решил проанализировать, почему мы так мучительно и долго идём к решению вернуть награбленное и создать для этого юридическую базу.

Цели аудита

Аудит проводится для каждого субъекта, зарегистрированного в реестре, независимо от того, предоставлял ли субъект декларацию о раскрытии активов или нет. Главная цель проверки – выяснить, являются ли источники приобретения активов законными, а также подтвердить или опровергнуть факт незаконного получения активов, включая их вывод.

В ходе проверки уполномоченный орган вправе потребовать:

  • необходимые для проведения проверки информацию, материалы и документы, а также уголовные, гражданские, административные дела, дела об административных правонарушениях, исполнительные производства;
  • доступ к информации, сведениям и документам уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях, исполнительных производств, надзорным производствам и иным материалам, а также к информационным системам и ресурсам правоохранительных и иных государственных организаций.

Решений, которые могут быть приняты по результатам, может быть много – не будем их перечислять, но напомним, что в соответствии с нормами закона механизмы возврата будут применяться к субъектам крупной коррупции и олигопольных групп, сросшихся с лицами, имеющими административно-властные ресурсы.

Риски по дороге

Однако правила проверки законности источников приобретения активов в Казахстане могут иметь свои риски. Вот некоторые из них:

  • сложность и объём проверок;
  • репутационные риски;
  • задержки в процессе сделок;
  • риски ошибочной интерпретации.

Но если эти риски учитываются и процесс проверки осуществляется с соблюдением прозрачности, справедливости и соблюдением прав собственности, введение таких правил может помочь в борьбе с отмыванием денег, коррупцией и другими незаконными практиками, способствуя укреплению правового государства и улучшению бизнес-климата в Казахстане.

Долгая раскачка

Необходимо отметить, что впервые в истории современного Казахстана на высшем должностном уровне речь о незаконно приобретённом капитале стала идти после январских событий 2022-го. Начали с пробы: организовали фонд «Казакстан халкына» и настоятельно попросили юридические и физические лица заняться его пополнением. Помнится, в то время олигархи потянулись на сдачу своих миллионов долларов в фонд, дабы выразить свою лояльность власти, которую реально именно после этих событий получил Токаев.

Скорее понимая, что при построении Нового Казахстана необходимо избавляться от наследия «старого», Токаев 5 июня 2022 года своим указом создал межведомственную комиссию во главе с генеральным прокурором с целью проведения комплексной работы по возврату незаконно выведенных гражданами Казахстана за рубеж финансовых средств». Далее, через полгода, президент Казахстана подписал указ «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов».

Согласно документу, правительству до 31 марта 2023 года нужно было разработать и внести на рассмотрение в парламент проект закона, направленного на регламентацию механизмов раскрытия, подтверждения происхождения и возврата незаконно выведенных активов, а также на обеспечение прозрачности процедур их возврата. В законопроекте должно быть предусмотрено образование специального государственного фонда, который будет аккумулировать и управлять поступающими активами.

Подписали через полтора года

Но указ не закон, и, понимая, что время работает не на страну, 29 марта 2023 года Токаев призвал парламент ускорить принятие закона по возврату незаконно выведенных активов, поскольку эти средства – внутренний резерв экономики, а расходы на обслуживание госдолга растут, не снижаются и трансферты из Национального фонда.

Токаев на открытии первой сессии парламента VIII созыва напомнил, что одним из первых документов, который он подписал после переизбрания президентом, был указ о мерах по возврату государству незаконно выведенных активов.

   - Прошу парламент в ближайшее время принять соответствующий закон. Эти средства – внутренний резерв нашей экономики, который должен быть направлен исключительно на развитие страны. Это касается в том числе и бюджетных расходов. Однако планирование и исполнение бюджета сегодня оставляет желать лучшего, – сказал тогда президент.

Через полтора года после Кантара, 12 июля 2023 года, глава государства подписал закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Он распространяется на субъекты, которые являются (являлись) лицами, занимающими ответственную государственную должность, должности в государственных юридических лицах, субъектах квазигосударственного сектора, а также аффилированных с указанными лицами субъектов. Возврат незаконно приобретенных активов может осуществляться в добровольном порядке либо в принудительном – на основании судебных актов республики, иностранных государств или решений их компетентных органов.

Если у уполномоченных органов возникнут обоснованные сомнения в законности приобретённых активов, они будут вносить в комиссию по возврату активов, которая формируется премьер-министром из депутатов парламента, общественных деятелей, членов правительства, первых руководителей госорганов и иных лиц, предложения о включении таких субъектов и их аффилированных лиц в соответствующий реестр.

Необъяснимое происхождение

Однако в принятом законе есть моменты, которые, вызывают недоумение. Так, в дополнение с указанными критериями для применения положений закона, лица должны иметь в совокупности активы на сумму свыше установленного им порога – 13 млн МРП (44 млрд 850 млн тенге, или 100 млн долларов США). И тут же следует пояснение, что закон четко определяет критерии, при наличии которых у уполномоченного органа будут возникать основания для сомнений. Это несоответствие стоимости активов размеру законных доходов либо иных источников покрытия расходов на приобретение активов свыше установленного порога и другие установленные законом основания.

Если лицо не сможет подтвердить законность приобретения активов, то они признаются активами необъяснимого происхождения.

Вопросы вызывает и сумма в 100 млн долларов. А если комиссия обнаружит незаконно приобретенный капитал, скажем, на $99 999 999, то выходит, что нувориш не подпадает под этот закон?

    - Ну, так предложили разработчики, принял законодатель и подписал президент. Очевидно, они посчитали, что Казахстан настолько богатая страна, что меньшие суммы просто не заслуживают внимания. Возможно, пока, на этом первоначальном этапе. Посмотрим, как заработает закон. Ничто в дальнейшем не помешает законодателю, в случае необходимости, внести изменения в этот критерий в сторону его снижения, – прокомментировал Ulysmedia.kz эту норму юрист Виталий Воронов.

Достанут и «за бугром»?

Учитывая, что активы могут находиться за рубежом, закон предусматривает механизмы международного правового сотрудничества для обеспечения исполнения решений судов, обмена информацией и иного правового взаимодействия.

В сфере действия закона есть и пункт «в отношении физических лиц – граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан, включая территорию Международного финансового центра "Астана" и т.д. в собственности, пользовании, владении или под контролем которых находятся (находились) либо предположительно находятся (находились) активы на территории Республики Казахстан либо активы за пределами Республики Казахстан, приобретенные на средства (доходы), незаконно полученные в Республике Казахстан».

Согласитесь, формулировка об «активах за пределами Республики Казахстан» не может не вызвать вопросов, ведь речь здесь идёт об абсолютно другой юрисдикции.

    - Казахстан в 2008 году присоединился к Конвенции ООН против коррупции (2003), другим международным соглашениям в этой области. Кроме того, заключено множество различных межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних. При желании можно «наехать» хоть на кого, в том числе и за пределами Казахстана. Только этот «наезд» должен быть обоснован, законен и профессионально подготовлен, - объясняет этот пункт юрист Виталий Воронов.

Напомним, что в апреле этого года в Швейцарии подписано соглашение о сотрудничестве между генеральной прокуратурой Казахстана и Базельским институтом управления. Входящий в его состав Международный центр по возврату активов (ICAR) считается одним из самых крупных в мире.

Родственники тоже под колпаком

Поступившие в пользу государства активы будут передаваться в Специальный государственный фонд, у которого будет контрольный счёт наличности в министерстве финансов. Средства с него планируется направлять на финансирование социальных и экономических проектов.

По закону, субъектами возврата активов признаются только высокопоставленные государственные служащие. Однако понимая, что у нас как в анекдоте, 90-летняя теща ездит на «порше» и владеет нефтяными скважинами, туда справедливо добавили ещё несколько мерил. Под критерии подпадают и «лица, имеющие родственные отношения, – родители (родитель), дети и их супруги, усыновители, усыновленные и их супруги, полнородные и неполнородные братья и сестры и их супруги, дедушки, бабушки, внуки, правнуки и их супруги, прадедушка, прабабушка».

Однако, говоря полушутя-полусерьезно, учитывая разветвлённую казахскую родственную систему, в этот критерий забыли включить многочисленные ветви родовых генеалогических древ, а также такие понятия, как токал, любовницы и любовники и прочий сопутствующий люд, который неизбежно возникает при наличии больших и очень больших денег.

На круги своя

Тем временем в Генеральной прокуратуре 12 мая состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов.

На высоком собрании отмечалось, что Верховный суд удовлетворил 24 протеста Генерального прокурора на решения, ранее необоснованно вынесенные в пользу субъектов олигополии. К примеру, принято судебное решение о признании незаконной приватизацию 31 % акций Алматинского завода тяжелого машиностроения (принадлежал Болату Назарбаеву. – ред.).

В другом случае постановление Верховного суда позволило взыскать 1,3 млрд тенге с собственников столичного гостиничного комплекса «Думан». Помимо этого, судами удовлетворены десятки исков о возврате незаконно проданного госимущества. Среди них производственные объекты, рынки, коммерческие помещения, элитные участки и многое другое. 

Так, по решению суда в собственность АНПЗ возвращены 50 % доли Парка хранения сжиженного нефтяного газа в Атырау (принадлежал Тимуру Кулибаеву. – ред.).

В другие государства направлено более 100 запросов об оказании правовой помощи. По ним арестовано имущество на сумму более 100 млн долларов США.

Министерством финансов с предприятий финансово-промышленных групп дополнительно взыскано более 100 млрд тенге налогов.

Прокуроры вернули в собственность государства более 460 тыс. га, ранее необоснованно предоставленных субъектам олигополии или не используемых по целевому назначению.

Также возращены государству доли в оптовом рынке Алматы, приобретенной по цене в 4 раза ниже рыночной, 17 коммерческих помещений аэропорта Алматы, неправомерно находившихся в собственности субъектов олигополии.

Бывает и «по мелочи». На прошлой неделе суд отобрал Ушконырский колледж водного хозяйства у Анипы Назарбаевой, которая приходится родной сестрой экс-президенту Казахстана. Исходя из материалов дела, колледж ранее был передан сестре Назарбаева в доверительное управление с последующим выкупом. В этом деле даже взыскали с Назарбаевой Анипы Абишевны в доход государства государственную пошлину в сумме 3 450 тенге.

   - Комплекс мер в рамках деятельности Комиссии будет приниматься до тех пор, пока экономические ресурсы не перестанут концентрироваться в руках узкого круга лиц и пока не появится честная конкуренция, – с оптимизмом заверяет Генпрокуратура.

Капля в море

Ранее в Генпрокуратуре сообщали, что «на сегодня общими усилиями государству возвращено активов на сумму более 760 млрд тенге, в том числе 575 млн долларов – из иностранных юрисдикций». Однако о том, чьи это активы, из каких стран и на какую сумму, в открытом доступе информации пока нет.

Если один только Боранбаев предложил вернуть государству 1,5 млрд долларов – эквивалент половины бюджета Алматы, то даже сложно предположить, сколько денег находится в руках остальных представителей «старого Казахстана», которые множили свои богатства на протяжении 30 лет.

Так что, помимо вышеупомянутых вопросов по закону, сомнение вызывает и норма, по которой гражданин может подписать соглашение о добровольном возврате незаконно полученных активов и избежать ответственности. Когда человек крал у государства и народа, то эти деньги не шли на налоги, строительство и развитие экономики, то бишь, говоря юридическим языком, происходила «упущенная выгода». И, по нашему мнению, ответственность быть должна, а в какой форме, пусть решает суд.

Лазейки для профессионалов

Вместе с тем существуют несколько способов, которые помогут спрятать незаконно приобретённые активы, но все они связаны с использованием сложных финансовых схем и механизмов. Среди них самые распространённые:

  • офшорные компании и счета;
  • ложные документы и идентификация;
  • инвестиции в недвижимость и ценные бумаги;
  • передача активов третьим лицам;
  • легализация через законные бизнесы;
  • использование сложных юридических структур.

Просим не расценивать эту информацию как памятку для нечистых на руку лиц, обкрадывающих государство и народ – это всего лишь способы превращения нелегального капитала в легальный, о которых наверняка знают профессионалы Межведомственной комиссии. Правда идут они к решению насущной проблемы так долго, что многие олигархи успели вывести всё, что нажито «непосильным трудом», за рубеж, или придать этому вполне законный вид на родине.