×
514.65
544.6
5.17
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
514.65
544.6
5.17

Процесс по громкому «журналистскому делу» в Алматы проходит без главного подсудимого

15.09.2023, 08:45
Процесс по громкому «журналистскому делу» в Алматы проходит без главного подсудимого
Ulysmedia.kz

В Алматы 14 сентября начался судебный процесс по так называемому «журналистскому делу». Среди пострадавших – главный редактор новостного издания Ulysmedia.kz Самал Ибраева, журналист и автор YouTube-канала «Гиперборей» Вадим Борейко, а также журналисты и общественные активисты Гульнара Бажкенова, Гульжан Ергалиева, Динара Егеубаева и Роман Егоров.

Здоровье подкачало

Сегодня скамья подсудимых была отведена главному фигуранту дела – Аркадию Клебанову, но в суд явилась только сторона защиты, сам подозреваемый по определению судмедэкспертизы предстать перед судом был не в состоянии. Процесс проходил в специализированном ювенальном суде, так как в уголовном деле фигурируют несовершеннолетние.

Ещё до начала слушаний Вадим Борейко дал прогноз на предстоящее заседание. Он отметил, что сегодня скорее всего подозреваемого признают невменяемым и освободят от уголовного преследования.

   - Эти обстоятельства я предчувствовал ещё в марте, когда он взял всю ответственность на себя и признал именно себя заказчиком преступления, – заметил журналист.

Напомним, Клебанов обозлился на журналистов после так называемого дела «Рахатгейта» – попытки государственного переворота в Казахстане в 2007 году. Как утверждал сам обвиняемый, тогда журналисты якобы нелестно отзывались о его отце – Сергее Маневиче.

   - Я занимал должность главного редактора ежедневной газеты «Время», которое подробно занималось этим уголовным делом и прекрасно помню все репортажи и могу с уверенностью сказать, что фамилия его отца не фигурировала ни разу, – заявил Вадим Борейко.

Он отметил, что после того, как поймали непосредственного организатора атак - Токарева, а затем в ОАЭ и самого Клебанова, полиция очень топорно вела уголовное дело. По его словам, все эти действия были необходимы для того, чтобы отвести подозрения от высших чинов власти, которые возможно были причастны к преступлению.

После чего у Клебанова нарушилась психика

   - Нас даже пытались подкупить. В апреле 2023 года на меня вышел адвокат Клебанова Ильшат Юсупов и предлагал «компенсацию», лишь бы я отказался от дальнейшего уголовного дела, – рассказал Вадим Борейко.

Можно предположить, что как раз после этой неудачной попытки закрыть журналистам глаза на произошедшее, у защиты обвинения вступил в силу план «Б» – признать Клебанова невменяемым.

   - Даже сложно поверить в то, что невменяемый человек может завести семью, детей, работать в хорошей компании, потратить на реализацию своего плана порядка 300 тысяч долларов США и после всего этого оставаться психически невменяемым человеком, – поделился сомнениями журналист.

Также, во время досудебных разбирательств было проведено две медицинские экспертизы, однако после пострадавшей стороне в ходатайстве о проведении независимого медицинского обследования, которое могло опровергнуть первую версию, было отказано.

Не убедили

    - По большому счёту козлом отпущения сделают господина Токарева, которого видимо не жалко главным заказчикам этого преступления, – предположил Вадим Борейко.

Однако, по словам журналиста, в уголовном деле фигурирует один немаловажный факт, на который следует обратить особое внимание. Следователями установлено, что Клебанов действовал сообща с неустановленным лицом, которого сейчас скрывает и берёт всю вину на себя.

Само заседание началось в 15:00 без опозданий и длилось в закрытом режиме почти два часа.

Ознакомившись с материалами судебной психоневрологической экспертизы, адвокат потерпевшей стороны выразил несогласие с мнением экспертов, которые признали у Клебанова расстройство психики. По мнению адвоката, врачи научно не обосновали свои выводы, что ставит под сомнение их доводы.

   - Эксперты не дают ответ на один из главных вопросов – а мог ли подозреваемый осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить другими подозреваемыми, – говорит адвокат.

Также сторона защиты подчеркнула, что во время своего «жизненного развития он никогда на выделялся среди сверстников» – учился в хорошей школе, а также в учебных заведениях в Великобритании и в ОАЭ по специальности «криптография» (расшифровка электронных данных – Прим. редакции). Кроме этого, он работал в успешных компаниях в сфере IT-технологий. Как отметила адвокат потерпевшей стороны, лечащие врачи Клебанова никогда ранее не замечали у него никаких психических отклонений.

Суд будет открытым

Во время заседания адвокаты потерпевших настаивали на перевод дела в рамки открытого судебного процесса.

С доводами стороны потерпевших суд частично согласился. Судья приняла решение сделать следующие заседания открытыми для общественности.

Это решение возмутило адвокатов Клебанова. Они заявили, что весь процесс может перерасти в театральное представление, что негативно скажется на самом подозреваемом.

Как рассказала адвокат потерпевших, судебный процесс скорее всего затянется и вряд ли завершиться в этом году.

   - Несмотря на то, что многие считают, что Клебанов может уйти от ответственности, мы будем добиваться справедливого наказания для него.

Как отметил адвокат Сергей Уткин, весной этого года на допросе в департаменте полиции Клебанов выглядел как обычный человек -   ничто не указывало на его психические расстройства.

   - Суду было предложено провести ещё одну независимую судебно-психиатрическую экспертизу, но в этот раз не в Алматы, а уже в Астане. Однако этот вопрос судья оставил открытым, решив предварительно допросить самих экспертов, которые выносили диагноз обвиняемому. Главным достижением стало снятие секретности с этого судебного процесса, – подчеркнул Сергей Уткин.

Предварительная дата следующих слушаний назначена на вторую половину октября 2023 года.

   - Я понимаю, что главный заказчик не найден. Не смогли или не захотели - вопрос остаётся открытым. Но то, что я лично пережила в течение года - DDOS, угрозы, взлом, утечка личных данных – это ужас для любого человека, независимо от его профессии. Я не хочу, чтобы это повторялось и не желаю никому такое пережить. Надеюсь, когда-нибудь мы узнаем всю правду по этому делу, но боюсь, что не на этом суде, - говорит главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева.

История медийного террора

Напомним, 18 января злоумышленники взломали сайт Ulysmedia.kz, опубликовав личные данные главного редактора Самал Ибраевой и её семьи. Руководитель написала заявление в полицию, было возбуждено уголовное дело. 8 февраля в офис издания прислали коробку в ней вместе с потрохами животного были и фотографии детей Самал Ибраевой. Она расценила случившееся как попытку запугать редакцию. Отметим, что сайт Ulysmedia.kz с лета 2022 года неоднократно подвергался DDoS-атакам.

13 января неизвестные подожгли автомобиль журналистки Динары Егеубаевой. В начале года она объявила о создании блока «Алтыншы Қаңтар» и баллотировалась на досрочных выборах в мажилис. 6 февраля в Алматы на сына Динары Егеубаевой напали с пистолетом.

19 января журналист и автор YouTube-канала «Гиперборей» Вадим Борейко сообщил о попытке заблокировать дверь его квартиры монтажной пеной. По его версии, дверь собирались поджечь. 20 февраля Борейко заявил, что две машины его оператора Романа Егорова взорвали.

В октябре прошлого года в редакцию информационного портала Orda.kz пришла посылка – отрубленная свиная голова с фотографией главного редактора Гульнары Бажкеновой. Намеренно разорванное фото положили в пасть животного. Сама Бажкенова заявила, что это связано с публикациями про семью Назарбаевых и фонд первого президента.

10 и 13 января неизвестные разбили окна в офисе редакции сайта Elmedia. Это стало шестым нападением за полгода. Руководитель проекта Гульжан Ергалиева обратилась к министру внутренних дел с требованием взять ситуацию под контроль. Президент Токаев отреагировал на случившееся и поручил тщательно расследовать случаи нападения. Полиция Алматы задержала по подозрению в поджоге пятерых несовершеннолетних граждан.Полиция сообщила, что заказы на свои «черные дела» они получали через интернет.