×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Скандал вокруг испытаний первого казахстанского броневика набирает обороты

15.11.2021, 12:55
Скандал вокруг испытаний первого казахстанского броневика набирает обороты
Фото автора

После опубликования статьи о недостатках боевой колесной машины «БАРЫС 8х8», которые были зафиксированы в ходе недавних войсковых испытаний, в редакцию Ulysmedia позвонил представитель завода-изготовителя и вместо того, чтобы рассказать как их бронированное детище выдержало проверку на прочность,   стал требовать выдать им источник скандальной информации.

Получается, что руководство ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» больше интересует не сам процесс испытаний и что думают об этом специалисты технических служб Минобороны, а кто «слил»  в нашу редакцию правдивую информацию и красноречивые фотофакты с места событий.

Руководству предприятия очень хочется  заткнуть рты действующим офицерам, участвующим в испытаниях боевой машины? Жаждут сатисфакции? Но по закону о СМИ мы не обязаны выдавать свои источники, а должны всячески оберегать их от давления и какого-либо насилия со стороны тех, о ком они рассказывают или на кого жалуются. 

- Мы ничего не имеем против Отечественной оборонки и тех людей, которые задействованы на заводах по производству боевой техники и вооружения, - говорит один из действующих офицеров принимающий участие в испытаниях БКМ «БАРЫС 8Х8». – Но если они хотят, чтобы их продукцию мы, военные,  захотели брать и эксплуатировать с желанием, а не под давлением кого-то сверху, то пусть тогда спокойно и по-деловому воспринимают конструктивную критику в свой адрес, а не обижаются на нее. Нам же в случае чего придется воевать на этих «сырых» БКМ и ремонтировать их после выхода из строя. К тому же за свой счет ремонтировать как это обычно у нас случается. Мало кто об этом знает, но так и происходит  частенько в войсках. Бывает сбрасываться приходится офицерам после получки на то на се. Но ремонт этих дорогостоящих и капризных броневиков мы не потянем.  Одна такая машина знаете сколько стоит?! Под миллиард тенге. Если точнее, то 944 млн тенге за штуку. Это по сегодняшнему курсу больше 2 млн долларов США. Умопомрачительная сумма. И что нам делать если эта машина станет также часто ломаться как в ходе крайних испытаний? Что нам тогда прикажете делать?!

Офицеров возмущает также что давление в ходе испытаний БКМ «БАРЫС 8Х8» на них оказывали не только главнокомандующий сухопутными войсками генерал-майор Талгат Койбаков, но и бывший главком  ВМС ВС РК Жандарбек Жанзаков осужденный военным судом Акмолинского гарнизона за коррупционные преступления и лишенный звания «вице-адмирал».  

- Представляясь действующим военнослужащим МО РК, бывший адмирал Жанзаков открыто пытался запугивать председателя комиссии полковника Сабирзян в решении вопросов в пользу отечественного броневика «БАРЫС 8х8», - продолжают свой рассказ старшие офицеры технической службы Минобороны. - В период проведения опытно-войсковой эксплуатации в Актау Жандарбек Садуевич Жанзаков 16 августа текущего года на полигоне  попытался вмешиваться в ход испытаний. На легковой машине туда приезжал. Вот фото оттуда, посмотрите и убедитесь сами. В результате оказанного им морального и психологического давления на военнослужащих РгК «Запад», один из членов комиссии, а частности,  майор Погорелов  стал активно лоббировать интересы КПИ, пытаясь скрывать выявленные недостатки и неисправности...

Напомним, опытно-войсковая эксплуатация боевых колесных машин была организована и проведена на основании  приказа Министра обороны РК №155 от 18 марта сего года.   Испытания прошли в период с 12 апреля 2021 г. по 4 октября 2021 на территории трех Региональных командований ВС РК в различных климатических условиях (РгК «Астана» - условия севера, РгК «Юг» - условия пересеченной и горной местности, а РгК «Запад» - условия пустыни, повышенных температур и испытания в преодолении водных преград в акватории Каспийского моря).

- В первоначальной версии тактико-технического задания одним из основных требований Министерства  обороны к испытуемым броневикам ставилась возможность преодоления водных преград вплавь (конструкцией машины должно быть предусмотрено установка водометных движетелей как на бронетранспортерах БТР-80), -  свидетельствует офицер технической службы ВС РК. - Но в ходе согласования окончательной версии техзадания  каким-то загадочным образом требование к возможности самостоятельного плава машин исчезает,  что красноречиво говорит о том, что лоббистами из числа высокопоставленных должностных лиц Управления Главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РК, изначально стали преследоваться цели по продвижению интересов ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», так как их изделие БКМ «БАРЫС 8Х8» изначально проектировалось как НЕ водоплавающее. В этой связи оно не оборудовано системами обеспечивающих его передвижение вплавь  и по этой причине не сможет быть доработано именно с этими функциями.

- Вы утверждаете, что в ходе войсковых испытаний  двух броневиков разных компаний были созданы не совсем равные условия?

- Именно так. В качестве экипажей БКМ «БАРЫС 8Х8» и «ARMA» привлекались военнослужащие войсковых частей дислоцирующихся в Талдыкоргане, Алматы,  Капчагае и Нур-Султане. Но предпочтение было отдано явно в пользу БКМ «БАРЫС 8х8» потому,  что военнослужащих имеющих большой стаж и опыт в эксплуатаций боевых машин назначали в качестве экипажей на БКМ «БАРЫС 8х8». Так например в качестве механика водителя БКМ «БАРЫС 8х8» был представлен техник роты  в/ч 18404 Асессеров, со стажем работы в области эксплуатации бронетехники более 18 лет. В то же время за руль БКМ «ARMА» посадили военнослужащего в/ч 61993 Боранбай, который вообще не имел практики вождения. Когда по этому поводу нами было высказано замечание, то начальник Главного управления МТО Сухопутных войск полковник  Бисембеков каких-либо мер не принял. Проигнорировал. Аналогичная ситуация сложилось и с наводчиками-операторами. Мы вообще неоднократно замечали, что на протяжении всей опытно-войсковой эксплуатации должностные лица МОРК полковники  С.Бейсембеков, Н. Байбазаров, а также член комиссии РгК «Запад» начальник службы ГСМ майор П. Погорелов распивали спиртные напитки с представителями завода-изготовителя (КПИ), устраивали посиделки в  кафе и ресторанах. Такое поведение в условиях ОВЭ руководящими приказами МО РК категорически запрещается, так как ставят в зависимость должностных лиц  Минобороны перед представителями КПИ на предмет объективности испытаний боевой техники и вооружения.

- В результате трех этапов испытаний, вами были установлены и документально зафиксированы недоработки и технические недостатки по БКМ «Барыс 8х8». О многих из них уже было рассказано в предыдущих статьях. О чем вы еще хотели рассказать и что возможно упустили важного?

- В следствии  инженерной недоработки, аккумуляторные батареи, обеспечивающие жизнедеятельность  БКМ, конструктивно   расположены снаружи машины. Этим самым они не защищены от огневого воздействия противника и окружающей среды. Так, в случае попадания пуль и осколков, а также вследствие  динамического воздействия на корпус машины (столкновения с преградами, аварии и т.п.), а также в холодный период они подвержены выходу из строя, что автоматически приведёт к поломке БКМ. Мы считаем, что в следствие  инженерной недоработки лебедка  самовытаскивания перегревается и отключается что приводит к увеличению времени на эвакуацию машины. В боевых условиях это вообще не допустимо!  Запасные части,  инструмент и принадлежности не включают в себя необходимые специальные ключи и приспособления для ремонта техники членами экипажа. Получается, что представители завода-изготовителя должны постоянно присутствовать в ходе эксплуатации этого броневика,  но это ведь невозможно тем более в военное время если случится такое.

Справка Ulysmedia:  В ходе испытаний БКМ «Барыс 8х8» (кроме проблем ходовой части и боевого модуля) по оценкам офицеров технических служб ВС РК были выявлены следующие технические недостатки: Имеются трудности при посадке и высадки механика-водителя и командира, люки открываются на 40 градусов. Прицел после каждого выстрела сбивается при этом необходимо постоянно корректировать стрельбу. Досылание ленты с 30 мм выстрелами в казенную часть пушки 2А72 производится с использованием подручных средств (монтировка, железный штырь и т.д.). После устранения утыкания 7,62 мм патронов на мониторах наводчика-оператора и командира не отображается количество оставшихся патронов. Мощность двигателя 450 л/с не позволяет быстро развить необходимую скорость. При размещении экипажа отсутствуют места для вещевых мешков. Аварийная эвакуация экипажа затруднена из-за размеров аварийного люка. При эксплуатации машины выявлен ряд проблем по колесам фирмы «Белшина». На люках механика-водителя и командира не предусмотрены резиновые уплотнители. Механические стопора требуют доработки (не осуществляют надежного стопоренния). В ходе движения машины по запыленной местности из-за имеющихся зазоров люков во внутрь машины попадает пыль. Отсутствуют штатные места крепления стрелкового оружия для членов экипажа и десанта. Освещение боевого модуля не позволяет в полном объеме проводить работы на вооружении. Ходовая часть требует серьезной доработки…  

- Мы офицеры ВС РК, являясь гражданами и патриотами Казахстана, хотим одного - создания  сильной и высокопрофессиональной  армии, укомплектованной исключительно самыми передовыми образцами вооружения и военной техники. Исходя из этих убеждений, считаем, что было бы преступным оставаться в стороне происходящих событий и молча смотреть на творящийся беспредел. С вашей помощью, с помощью неравнодушных СМИ  мы желаем донести до Ельбасы и Верховного Главнокомандующего - нашего Президента, а также высшего руководства Минобороны  то, что некоторые чиновники прикрываясь лживыми лозунгами в виде поддержки, якобы, отечественного производителя, пытаются направить огромные государственные денежные средства не туда куда следует. В результате страдает боеготовность армии в целом. Мы за честность и объективность в вопросах перевооружения нашей армии, а не за интересы отдельных личностей и руководства частных компаний, которые в многочисленных интервью утверждают, что «все испытания БКМ «Барыс 8х8» прошли без каких-либо поломок и сбоев». На самом деле это далеко не так и мы хотим чтобы об этом все знали.