×
480.63
535.13
5.27
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
480.63
535.13
5.27

Конец света, или Когда перестанут «отрубать свет»

Коллаж Ulysmedia

Тема электричества, с тех пор, как оно появилось, всегда будет актуальной. И если энерговопрос постоянно возникает перед жителями двухмиллионной южной столицы, то что говорить о мелких городах и аулах – в отрасли все время что-то ломается или «света» просто не хватает. Почему так происходит, попытался разобраться Ulysmedia.kz.

Слова неблагодарности

Автор этих строк, живущий в Алмалинском районе Алматы, подтверждает, что в районе свет на 5-10 минут, а то и на несколько часов отключается регулярно 2–3 раза в месяц. Или недавно, 25 июля, три тысячи потребителей в Медеуском районе Алматы на несколько часов остались без электричества. Впрочем, можно не сомневаться, что то же самое происходит и в других районах южной столицы.

Впрочем, казахстанцы еще не забыли происшествие 15-летней давности, когда не только Алматы, но и весь юг страны остались без света.

Тогда отключилась высоковольтная линия, питающая Чуйскую область, по официальной информации, причиной сбоя стало резкое снижение мощности на Токтогульской ГЭС в Кыргызстане, где «произошла нештатная ситуация с отключением линии электропередачи подстанции Алматы-500».

В результате примерно 80% потребителей самого крупного города Казахстана оставались без электричества, из-за сбоя была приостановлена подача газа и горячей воды. А сколько пришлось пережить тем, кто попал в «нештатную ситуацию»? Здесь можно говорить и о сердечных приступах, сорванных торговых сделках, сломанной бытовой технике, застрявших лифтах и т.д.

Клубок противоречий

Как утверждают чиновники – дефицит электричества у нас есть, но наблюдается только в пиковое вечернее время. Из-за этого Казахстан вынужден покупать электроэнергию у соседа. 

Не так давно министр энергетики Алмасадам Саткалиев заверял, что мы не переплачиваем за нее, а просто из-за отсутствия нормального планирования неэкономно расходуем средства на эту сферу.

   - Казахстан не переплачивает за электроэнергию. Он покупает плановую электроэнергию из Российской Федерации и внеплановую, – объяснил министр. 

Министр объяснил, что электроэнергия дифференцируется по времени суток. В ночные провалы она стоит дешево, а в пиковые часы – дороже.

   - Мы вынуждены покупать более дорогую электроэнергию. Также существует отклонение на границе между Казахстаном и Россией. И эти отклонения тоже идут по премиальной цене. Эти отклонения возникают из-за того, что субъекты Казахстана неправильно планируют график нагрузок. Это перекрывает KEGOC, это регулируется за счет системного оператора, – объяснил Алмасадам Саткалиев. 

«Не виноватые мы»

В прошлом году Казахстан купил у России почти 5 млрд кВт/ч. Отметим, что выработка электроэнергии собственными силами в Казахстане составляет 112,82 млрд кВт/ч, тогда как потребление -115,07 млрд кВт/ч (рост на 1,9%). С запуском общего энергорынка с июля прошлого года Казахстан начал платить России больше, потому что электроэнергия, которую РК покупает сверх плана, стоит дороже. В частности, в цену поставки включается рентабельность российского экспортера «Интер РАО» в размере 2,5% вместо обычных 0,5%. В пиковые часы загрузки энергосистемы РФ оптовая цена (без учета тарифа на передачу) для Казахстана сверх плана превышала 52 тенге за 1 кВт/ч. Таким образом, за полгода РК закупила электроэнергии почти на $172 млн при средней ставке $0,057 за кВт/ч.

Независимое житие

Вот и получается, что с одной стороны у нас принимаются программы по диверсификации экономики, созданию кластеров, импортозамещению, строится новая столица, а с другой – как в порядке вещей - «веерное отключение», «выброс канализационных стоков», «перебои с газоснабжением», «отсутствие питьевой воды». Почему это происходит в XXI веке в стране, которая в скором будущем претендует на роль одного из основных поставщиков углеводородов на мировой рынок?  И тут дело не в том, что наша энергосистема завязана на один электропередающий поток, проходящий в определенной части центральноазиатского региона. Почему до сих пор за 30 лет независимости невозможно было просчитать риски, связанные не просто с проблемами подачи электроэнергии, других коммуникационных хозяйств, но и, как выясняется, с энергетической безопасностью крупнейшего города государства. А через нее и с безопасностью республики со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые носят далеко не локальный характер?

Похожи на мазохистов

По сообщениям, в сезоне 2024/25 дефицит электроэнергии прогнозируется на уровне более 1 млн кВт/ч. Отметим, существует вероятность, что Казахстан начнет закупать электроэнергию, помимо России, в Туркменистане, где более выгодные условия по сравнению с российскими. Однако, по словам главы Минэнерго, официальную оферту от туркменских коллег Казахстан еще не получал.

Итак, при наличии природного сырья, на котором работают электростанции, мы, вернее, наше мудрое руководство, так и не удосужилось создать региональные «подушки безопасности», обеспечивающие население и инфраструктуру – в данном случае постоянной электроэнергией. Сейчас даже не инженеру ясно, что оборудование изношено на 75–80%, и еще немного – в авариях будет сложно винить центральноазиатскую энергетическую закольцованность. Но наши соответствующие чиновники похожи на мазохистов, которым доставляет необъяснимое удовольствие наступать на те же грабли.

Храбрый мажилис

Весной мажилис храбро намеревался ликвидировать посредников в сфере теплоэнергетики, одобрив в первом чтении законопроект «О теплоэнергетике» с сопутствующими поправками в законы «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». 

В соответствии с законопроектом энергообъекты обяжут получать паспорт готовности сетей. 

Кроме того, документ предполагает проверку новых зданий на энергоэффективность. Предлагается в течение 18 месяцев после их ввода в эксплуатацию проводить постпроектный анализ, направленный на выявление соответствий и/или несоответствий требованиям классу энергоэффективности.

Еще одна норма законопроекта предусматривает ликвидацию посреднических организаций. Как сообщили в мажилисе, в настоящее время на рынке действуют два типа энергосберегающих организаций: регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые организации оказывают услуги жителям, юридическим лицам и бюджетным организациям. Их операционные расходы учитываются государством, а средняя цена тарифа на поставку фиксируется на уровне 1 тенге за 1 кВт/час. А нерегулируемые организации устанавливают свои тарифы.

   - По оценкам, каждый посредник получает чистую прибыль не менее 1 млрд тенге в год. Годовой чистый доход более 120 нерегулируемых энергосберегающих организаций составляет не менее 150 млрд тенге. Однако они ни перед кем не отчитываются и зарабатывают только на посреднических услугах. Например, в некоторых регионах чистая прибыль в тарифах посредников достигала 25 тенге за 1 кВтч. Тариф же на крупнейшей в Казахстане Экибастузской 1-й электростанции – 8 тенге. Посредники зарабатывают, как минимум, в три раза больше, ничего не производя, – говорится в сообщении пресс-службы мажилиса.

Обещанного три года ждут

Собственно, министр энергетики давно обещал решить проблему с частными предприятиями, которые завышают тарифы на электричество.

   - В этой связи действительно существуют определенные перекосы, потому что у потребителей зачастую нет альтернативы получения электроэнергии из других источников. Сейчас большая системная работа проводится по укрупнению так называемых компаний о передаче таких активов от нерадивых собственников региональным местным электросетевым компаниям, – сказал Асмасадам Саткалиев.

   - Я даю обещание, что данный вопрос будет на нашем контроле постоянно находиться. Мы этим уже сейчас системно занимаемся. Видение решения такой проблемы есть, – добавил глава Минэнерго.

Остается перекреститься

Перманентные инциденты с электричеством в Алматы показывают, что город абсолютно не готов к такого рода ударам. Многие больницы, в которых отсутствует резервное питание, остаются без света, центры переливания крови, родильные дома. Мы все помним видео в соцсетях, когда в отделении реанимации одной из больниц делали операцию при… свете фонариков мобильных телефонов, хотя и был автономный генератор, но его не могли запустить. Можно представить себе состояние пациентов в это время!

Впрочем, если шутить по-черному, может, вот так людей приучают к тому, чтобы быть готовыми не только рождаться, но и жить без света?

Страшно представить, но обесточенными остаются и предприятия, на которых в определенной степени задействован химический цикл. Видимо, только по счастливой случайности не происходит смертельных выбросов аммиака или азота в атмосферу, а по улицам не разливается ртуть. Но сколько можно, после постоянно гремящего грома перекрещиваться, и уповать, что пронесет и в следующий раз?

Даёшь «чабанку»

В некоторых учреждениях и организациях, обеспечивающих жизненно важную инфраструктуру города, до сих пор нет автономного энергообеспечения. Но сейчас ведь не время тотального дефицита, когда генератор или попросту «чабанку» выписывали по распоряжению райкома партии, – рынок просто завален обширнейшим ассортиментом соответствующих аппаратов.

Постоянное обесточивание в Алматы показывает, что власть не готова не то что к землетрясениям, но и к гораздо меньшему по масштабам трагическому, без преувеличения, событию.      

Невольно думаешь, что гипотетическому врагу нет необходимости забрасывать в Алматы шпионов-диверсантов или подвергать город бомбардировкам, достаточно просто захватить рубильник и отключить свет на 3–4 часа, и мы можем проснуться на территории, оккупированной, допустим, неприятелем.  Хотя, если утрировать, то в этом, может и есть рациональное зерно. Он, неприятель, заставит нас трудиться при постоянно включённом свете.