×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Выход с «цыганочкой»: почему прошение об УДО Муратхана Токмади вызвало бурю в информационном поле Казахстана

26.08.2024, 08:50
Выход с «цыганочкой»: почему прошение об УДО Муратхана Токмади вызвало бурю в информационном поле Казахстана
Коллаж Ulysmedia

Постановление суда города Конаев от 26 июля 2024 года, удовлетворившее ходатайство Муратхана Токмади об условно-досрочном освобождении, вызвало бурный общественный резонанс. Напомним, бизнесмен Токмади был приговорен 16 марта 2018 года к 10,5 годам лишения свободы как исполнитель в заказном убийстве банкира Ержана Татишева, совершенном 19 декабря 2004 года. Сразу после приговора семья осужденного дала серию интервью, утверждая, что дело носит политический характер. 

А постановление суда об УДО Токмади заставило активизироваться сторону потерпевших. Родной брат погибшего Еркин и экс-директор ФБР Луис Фри, который был приглашен для проведения независимого расследования этого преступления, в пятницу 23 августа провели пресс-конференцию, на которой они заявили о несогласии с условно-досрочным освобождением Токмади.

Все ждали решения апелляционной инстанции, но в этот день интрига так и не прояснилась, слушания перенесли на 6 сентября. 

Позиции обеих сторон в этом давнем и запутанном деле выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Месседж обществу

Открывая пресс-конференцию, Еркин Татишев объяснил присутствие на ней зарубежного гостя так:

    - Узнав об освобождении Токмади, Луис Фри, который расследовал убийство моего брата и знает все обстоятельства дела, пришел в ужас, предложил: «Еркин, давай я прилечу и выступлю на суде!»

По словам Еркина Татишева, сам приговор Токмади – 10,5 лет был подозрительно мягок для того преступления, которое он совершил. 

   - Приговор по делу о громком заказном убийстве – это был такой месседж обществу, показатель того, есть ли у нас правосудие или нет, есть справедливость или нет, - заявил он. 

   -  И минимальный срок за преступление, за которое убийца мог бы получить и пожизненное, открыл дверь злу. Уже тогда, когда убийство Ержана было признано случайным, непреднамеренным, многие люди поняли, что можно творить беззаконие безнаказанно, и за прошедшие 20 лет произошло множество ужасных событий. Конечно, я не говорю, что все они напрямую связаны с убийством моего брата, но месседж был воспринят именно так. 

Еркин Татишев также высказал уверенность, что отпускать преступников раньше срока можно лишь при условии осознания ими тяжести деяния и раскаяния. Однако, по мнению брата убитого банкира, ни о каком раскаянии Токмади речь не идет. 

Подтверждением тому, по его словам, служат многочисленные факты. 

   - Во-первых, в начале следствия Токмади семь раз менял показания относительно убийства Ержана. Во-вторых, судя по интервью, которые Томади даёт из мест не столь отдаленных, он ни о чем не сожалеет. Кроме того, нам известно, что Токмади совершал побег из заключения, но был пойман. В-третьих, убийство моего брата, совершенное им, было хладнокровным и жестоким – экспертиза показала, что выстрел в голову был произведен с расстояния 5 сантиметров. То есть, сидя на заднем сиденье автомобиля Токмади просто приставил ружье к голове Ержана и выстрелил картечью.  

$20 000 за экспертизу

Экс-директор ФБР Луис Фри, которого семья убитого в 2004 году председателя правления банка «ТуранАлем» пригласила для проведения независимого расследования этого преступления, также сделал открытое заявление. По словам Луи Фри, убийство Ержана Татишева было совершено с рейдерскими целями организованной преступной группой, и потому ни о каком условно-досрочном освобождении не может идти речи.

   - Моя практика судов показывает, что столь жестокие и опасные преступления, совершенные в составе ОПГ, не могут предусматривать досрочного освобождения преступников, совершивших их, - высказал свое мнение господин Фри. 

   - Однако я понимаю, что есть моменты коррупции, которые могли сыграть свою роль в деле Муратхана Токмади. Тем более, такие факты имели место в процессе следствия по делу об убийстве Ержана Татишева.   

В подтверждение спикер рассказал о том, как независимая группа, состоящая из бывших специалистов, криминалистов ФБР, доказала: ружье, из которого был произведен смертельный выстрел, не могло выстрелить случайно 

   - Первые экспертизы казахстанских специалистов также подтвердили нашу правоту, - продолжил экс-директор ФБР. 

   - Но потом независимый эксперт выдал совсем иное заключение. Мы не согласились с ним, и позже стало известно: уже после изъятия в качестве вещдока, в механизме ружья были произведены изменения. А Муратхан Токмади заплатил эксперту 20 тысяч долларов за «обеляющее» его заключение. За что позже эксперт получил наказание, хоть и условное. 

Все эти факты, по уверениям инициаторов пресс-конференции, имеются в материалах дела. Инициаторы пресс-конференции отметили, что считают решение суда первой инстанции об условно-досрочном освобождении Токмади ошибкой, и надеются, что апелляционный суд ее исправит.

Как это было

Напомним, банкир Ержан Татишев погиб 19 декабря 2004 года на охоте в районе станции Отар. По версии следствия, за рулем Toyota Land Cruiser он преследовал хищников по степи. Догнав их, он передал ружье 12-го калибра сидевшему сзади Муратхану Токмади. Согласно выводам экспертов, в это время внедорожник неожиданно наехал на кочку и ружье самопроизвольно выстрелило. Пуля попала банкиру прямо в голову и прошла навылет через левый глаз. Тогда трагедию назвали «несчастным случаем», а Токмади был приговорен к одному году лишения свободы за неосторожное причинение смерти Ержану Татишеву во время охоты и сразу же освобожден от наказания по амнистии.

А в июне 2017 года «стекольный король» Муратхан Токмади был взят под стражу. В октябре того же года его приговорили к трем годам лишения свободы в учреждении средней безопасности. Суд признал Токмади виновным в вымогательстве и незаконных приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Позже он заключил сделку с правосудием.

А еще позднее в интервью телеканалу КТК Токмади неожиданно признался в убийстве Ержана Татишева. Он заявил, что убийство бывшего главы «Банка Туран Алем» заказал Мухтар Аблязов. В ходе судебных разбирательств Муратхан Токмади полностью признал вину и раскаялся в содеянном. Свои действия он объяснил угрозами со стороны Мухтара Аблязова.

   - Были применены угрозы, в том числе членам семьи. Эти угрозы я воспринял как реальные, потому что я знал, что он владеет связями. У меня как таковой цели не было, просто это больше было переживание, так как поступали угрозы членам моей семьи. - сказал Токмади в суде.

В марте 2018 года Муратхан Токмади был приговорен к десяти с половиной годам лишения свободы.

О пытках и сделках с правосудием

Между тем, практически сразу после оглашения приговора, родные и близкие Муратхана Токмади стали заявлять о его невиновности. Его супруга, известный журналист, издатель и общественный деятель Джамиля Аимбетова-Токмади на своей странице в Facebook написала: 

   - 12 июня 2017 года моего мужа задержали, а 15 июня — арестовали на два месяца. Во время обыска нашего дома, где кроме меня присутствовали только многочисленные следователи и вооруженный спецназ, кем-то из сотрудников органов были подброшены пистолет, ружье и патроны.

 Тогда же Аимбетова-Токмади сообщила, что дело ее супруга пытаются связать с делом Мухтара Аблязова. 

   - Вменяемая ему статья «за вымогательство в крупных размерах» не относится к категории особо тяжких преступлений! Но Муратхана пытаются заставить признаться в деяниях, которых он не совершал — а именно в убийстве Ержана Татишева по заказу Мухтара Аблязова!

В 2023 году родные Муратхана Токмади заявили о пытках, применявшихся к нему в местах не столь отдаленных. 

   - В конце октября прошлого года муж приехал из Жезказгана, где последние два года отбывал наказание, в Алматы, потому что после наших многочисленных писем был признан потерпевшим по делу о пытках сотрудниками КНБ с целью дачи признательных показаний о заказном убийстве Ержана Татишева, - рассказала Джамиля Аимбетова-Токмади в одном из интервью. 

   - Расследование шло всего два с половиной месяца. Мы написали четыре заявления и несколько ходатайств следователю антикоррупционной службы Алматы. Большинство из них не были рассмотрены. И 6 января мы случайно узнали, что дело прекращено. Это выяснилось, когда к Муратхану пришел следственный прокурор и сообщил, что его этапируют обратно в Жезказган.

Бились-бились и добились

Жена экс-бизнесмена утверждала: дело против ее мужа было сфабриковано, а на одном из допросов ныне арестованный полковник КНБ Руслан Искаков заявил ей: «Иди и скажи мужу, чтобы подписал признание в убийстве Ержана Татишева по приказу Аблязова, иначе вырежем всех до 7 колена!»

   - Когда я отказалась, на меня было возбуждено уголовное дело по незаконному «хранению оружия». В итоге мне пришлось срочно покинуть страну с двумя несовершеннолетними детьми, а Муратхана начали пытать в СИЗО и госпитале КНБ, - утверждала женщина.

По словам Аимбетовой-Токмади, в Польше она обратилась за помощью в международную правозащитную организацию, выступила в ОБСЕ, заручилась поддержкой депутатов Европарламента, была подписана резолюция ПАСЕ на имя Назарбаева, в которой было указано, что арест и пытки Токмади, преследование членов его семьи недопустимы, так как напрямую связаны с борьбой Назарбаева с оппозиционером Аблязовым. 

   - Наши и зарубежные правозащитники едины во мнении: не может человек через 13 лет вдруг «добровольно» признаться в заказном убийстве, еще и сидя в тюрьме КНБ.

Жена Токмади уверяла, что ее супруг никогда не был знаком с Аблязовым и стал разменной монетой в «разборках» между первым президентом страны и его главным политическим оппонентом Аблязовым. 

…О том, что борьба родственников Токмади за его освобождение увенчалась успехом, стало известно в начале текущего месяца. Родственники убитого Ержана Татишева, узнав о том, что по постановлению суда его убийца выйдет на свободу, выразили негодование. Они заявили, что не были заранее проинформированы о рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении Токмади. О решении суда им стало известно из СМИ, а потому они потребовали его пересмотра в апелляционной инстанции.

Политическая подоплека?

   - У потерпевших есть все основания для жалоб, - считает известный адвокат Мурат Адам. 

   - С самого начала потерпевшие были лишены права на участие в судебном заседании по рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении. Такое право предусмотрено, более того, оно есть в нормативном постановлении Верховного суда о практике применения судом условно-досрочного освобождения от наказания, об отмене неотбытой части наказания и т.д., которые предусматривают, что при рассмотрении данного вопроса необходимо извещать надлежащим образом не только самого осужденного и его защитника, но и потерпевших. 

Адвокат имеет основания полагать: поскольку потерпевшую сторону никто не извещал, не исключается, что это было сделано преднамеренно - с целью исключения возможности аргументации ими своих доводов суду в той части, почему он отвергает мнение потерпевшей стороны об отсутствии оснований для УДО.

Да и правомерность самого наказания Токмади по обвинению в заказном убийстве, по мнению Мурата Адама, является довольно сомнительной. 

   - 10 лет - это действительно самый минимальный срок по той статье, по которой был осужден Токмади, - говорит адвокат. 

   - Действия Токмади были квалифицированы по статье 96 ч. 2, п.Ж,З УК РК редакции от 1997 года. При этих квалифицирующих признаках предусматривалось наказание от 10 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное, с конфискацией имущества или без таковой. Я не знаю, по каким критериям, но это парадоксальный случай, когда назначается самая «минималка». 

Адвокат полагает, что в этой ситуации был проявлен политический интерес, когда власть сверху продиктовала свои определенные условия по приговору суда, чтобы дать надежду господину Токмади. 

    - Я в этом приговоре с минимальным наказанием вижу такую подоплеку, что это, возможно, было продиктовано волей первого президента Назарбаева. Все знают, как складывались его отношения с Аблязовым, и, зная это, можно предположить, что для получения определенных показаний против Аблязова нужен был человек. Им и оказался Токмади. И он дал те показания, которые были нужны, чтобы получить минимальный срок наказания. 

УДО - в рамках закона! 

Пресс-конференцию, организованную потерпевшей стороной, защитники Муратхана Токмади восприняли с недоумением.  Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Елена Жанатова протест Еркина Татишева против решения суда об УДО ее клиента прокомментировала следующим образом:

   - Требования адвокатов потерпевшей стороны не только некорректны, несостоятельны и несправедливы, но и противоречат Конституции РК, где сказано: «Каждый гражданин имеет право на личную свободу», а также всем существующим нормам уголовного ПРАВА, нормативного постановления Верховного суда РК N6 п.2: «Если судом устанавливается, что наряду с фактическим отбытием предусмотренного законом срока наказания осужденный не имел злостных нарушений режима отбывания наказания и полностью возместил ущерб, причиненный преступлением, то в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 72 УК он подлежит условно-досрочному освобождению без каких-либо дополнительных условий». 

По мнению Елены, вышеупомянутая цитата - императив прямого действия, который не подлежит иным толкованиям.

   - Кроме того, есть и абзац 6, где сказано: «Размер причиненного преступлением ущерба, подлежащего возмещению осужденным, устанавливается как приговором суда, так и вступившим в законную силу решением, принятым в порядке гражданского судопроизводства, вытекающего из уголовного дела», что отсутствует в приговоре Токмади от 16 марта 2018 года. – подчеркивает адвокат.

Елена Жанатова выразила уверенность в полной законности постановления суда города Конаев. 

   - Пункт 12 постановления закрепляет законность УДО Токмади, - отметила адвокат. 

   - «Суды не вправе отказывать в условно-досрочном освобождении по мотивам, не предусмотренным законом, таким как: мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осужденного в данном учреждении, отрицание вины осужденным, … отбывание наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и т. д. 

Позиция стороны защиты: все вышеуказанное исчерпывающе доказывает законность вынесенного постановления об УДО суда Конаев от 26 июля текущего года.

 - Когда имеются законно-правовые основания, в свете требований президента Токаева об обеспечении верховенства Закона, пытаться сеять смуту и интриги - это бесперспективно, несправедливо и опасно, - заключила адвокат Токмади. 

Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием ситуации, кульминация которой назначена на 6 сентября.