×
489.06
536.21
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
489.06
536.21
5.05

Жертвы для экономии: дело о смерти казахстанки спускают на тормозах

Сегодня, 18:25
Жертвы для экономии: дело о смерти казахстанки спускают на тормозах
Коллаж Ulysmedia

Почему Главная транспортная прокуратура РК защищает интересы частника? История Азамата Джампеисова известна всей стране — летом этого года он выступил с видеообращением на одном из популярных Telegram-каналов. Азамат вынужденно обратился к Главе государства и генеральному прокурору Республики с обещанием совершить самосожжение. К такому шагу его привело бездействие Главной транспортной прокуратуры и полиции на транспорте, на тормозах спускавших дело о трагической гибели его матери.

Несчастье произошло в октябре 2021 года, когда мать пятерых детей Гульзаду Жантасову сбили на магистральных железнодорожных путях участка от станции Казахстан (г. Аксай, ЗКО) до станции Уральск, женщина скончалась на месте. На иждивении у ее старшего сына Азамата остались несовершеннолетние братья и сестры, плюс трое собственных детей.

Как говорит сам Азамат, дело было быстро закрыто. Он подозревает, что владелец ТОО «Желдортранс — Актобе», кому принадлежал убивший его маму локомотив, поспособствовал этому, поскольку вина руководства данной компании очевидна. Дело в том, что ТОО «Желдортранс – Актобе» осуществляло перевозку пассажиров – работников Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. маневровым тепловозом в хозяйственном виде движения, а должно было использовать магистральный локомотив в пассажирском движении. Такое требование подтверждают и в министерстве транспорта РК, ссылаясь на соответствующее законодательство. Даже машинист маневрового тепловоза, сбившего в тот злосчастный день мать Азамата, на допросе заявлял, что тормозить начал лишь после сигнала помощника, поскольку конструкционная особенность маневрового тепловоза ТОО «Желдортранс – Актобе» затрудняет обзор для машиниста, и своевременно увидеть Гульзаду Жантасову на путях, предприняв все необходимые меры, было невозможно. Все это, в том числе и недопустимость использования маневровых тепловозов при пассажирских перевозках из требований безопасности подтверждено заключениями опытных экспертов и специалистов.

Однако дело было закрыто на основании заключения другого эксперта, содержание которого сводится к тому, что маневровый локомотив, наоборот, вполне может использоваться для работы на магистральных маршрутах в пассажирских перевозках и обзору машиниста якобы ничего не мешает. При этом, как говорит Азамат, быстро выяснилось, что этот «независимый эксперт» состоял в контакте с руководством ТОО «Желдортранс — Актобе», более того, переписывался с ними в WhatsApp, получая указания, какие именно выводы «независимой экспертизы» им нужны.

Конечно же, уголовное дело в отношении этого эксперта было возбуждено, но через некоторое время Главная транспортная прокуратура необоснованно расследование прекратила. При этом, как объяснили Джампеисову специалисты по юриспруденции, по делу не были проведены даже самые элементарные следственные действия — например, не допрошены должностные лица ТОО «Желдортранс – Актобе», контактировавшие с экспертом.

Азамат Джампеисов вначале обратился с жалобой в Главную транспортную прокуратуру, но там в течение 15 суток ответа не получил, и пошел с жалобой в следственный суд. Там ему отказали без рассмотрения, ссылаясь на то, что Джампеисов не был участником процесса. Коллегия по уголовным делам городского суда Астаны также оставила жалобу без удовлетворения по тем же основаниям.

Но если Джампеисов не являлся участником процесса по делу эксперта, то он должен был рассчитывать на вмешательство прокуратуры — представители надзорного органа обязаны были пресечь очевидное нарушение законности, то есть прекращение уголовного дела в отношении эксперта. Однако, как видим, именно транспортная прокуратура стала тем последним бастионом на защите частного ТОО, которое мешает восстановлению справедливости.

Как стало известно из рассказа Азамата, абсолютно бездействуя в одном направлении, Главная транспортная прокуратура совершает совсем непонятные действия в другом. Несмотря на вышеуказанные действия «независимого» эксперта и наличие заключений специалистов, прямо указывающих, что маневровый тепловоз ТОО «Желдортранс – Актобе» просто непригоден для осуществления пассажирских перевозок и тем более на магистральных железнодорожных путях, Главная транспортная прокуратура инициирует направление международного поручения в Российскую Федерацию для допроса  представителей завода-изготовителя маневровых тепловозов, принадлежащих ТОО «Желдортранс – Актобе».

При этом всем очевидно наличие конфликта интересов: понятно же, что фирма-изготовитель не будет обличать собственную продукцию и подтвердит все, что угодно покупателю. И уж точно там заявят, что их маневровые тепловозы легко можно использовать в качестве локомотивов для пассажирских перевозок на магистральных путях.

По информации Азамата Джампеисова, разобраться во всех нюансах этого простого, но в то же время «запутанного» дела ему помогают опытнейшие юристы АК «Назханов и партнеры», благодаря чьей квалифицированной помощи у потерявшего мать сына появилась надежда на успех в деле восстановления справедливости.

По словам представителей парня, с момента их подключения к делу в адрес главной транспортной прокуратуры, Генпрокуратуры и даже Администрации президента РК были направлены многочисленные жалобы и заявления с указанием на конкретные нормы законодательства, несоблюдение которых нарушает права и законные интересы потерпевшего – Азамата Джампеисова. К сожалению, процесс их рассмотрения пока не привел к ожидаемому результату, но это никак не останавливает героев нашей публикации, объединенных единственной целью — помочь осиротевшей семье.

Сложность, по мнению Азамата, заключается и в том, что дело о гибели его матери напрямую связано с вопросами безопасности на железной дороге и конкретно с тем обстоятельством, что ТОО «Желдортранс – Актобе», которое, судя по всему, является доминантом в сфере коммерческих пассажирских перевозок (обслуживает крупнейшие нефтегазовые предприятия, такие как Карачаганак Петролиум Оперейтинг и Тенгизшевройл), намерено и дальше осуществлять пассажирские перевозки на магистральной сети маневровыми тепловозами. Возможно, здесь затрагиваются интересы и других перевозчиков, также считающих, что более дешевые маневровые тепловозы — лучшее решение для пассажирских перевозок. Но это также означает, что будут все новые и новые жертвы.

Мы продолжим следить за развитием событий.