×
510.08
539.61
5.15
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
510.08
539.61
5.15

Субсидии и обвинения: что стоит за арестом Алмасбека Садырбаева, заподозренного в хищении 1,2 млрд тенге

20.11.2024, 09:25
Субсидии и обвинения: что стоит за арестом Алмасбека Садырбаева, заподозренного в хищении 1,2 млрд тенге
Коллаж Ulysmedia

В начале недели от вице-премьера Серика Жумангарина поступило пренеприятнейшее для отечественных сельхозпроизводителей известие: в следующем году субсидии фермерам выдавать не будут. Вместо безвозвратных денег крестьянам предоставят кредиты под 5% годовых.

По странному стечению обстоятельств за две недели до этого агентство по финансовому мониторингу заявило о задержании казахстанского агрария и общественника Алмасбека Садырбаева. Фискалы заподозрили его в хищении более 1,2 млрд тенге, полученных в качестве субсидий.

Могут ли эти два события быть взаимосвязанными, и почему общественники выражают недоумение по поводу предъявленных Садырбаеву обвинений, - разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Причинно-следственные связи

Новость о задержании Алмасбека Садырбаева в казахстанском информационном поле появилась 6 ноября, и поначалу не вызвала особого резонанса. В качестве ньюсмейкера выступила пресс-служба агентства по финмониторингу. 

  - Департаментом АФМ по Алматинской области совместно с областной прокуратурой изобличен руководитель общественного объединения «Шаңырақ» Садырбаев А. в совершении мошенничества в особо крупном размере. – гласил пресс-релиз, опубликованный на официальном ресурсе ведомства. 

АФМ также сообщало, что Алмасбек Садырбаев подозревается в том, что «возглавляемой им группой лиц созданы фиктивные сельхозкооперативы в Балхашском, Енбекшиказахском, Кегенском, Райымбекском и Уйгурском районах. Основная цель – незаконное получение субсидий на осеменение маточного поголовья мелкого рогатого скота и компенсацию затрат на корма». 

Пресс-служба АФМ приоткрыла завесу тайны над «техническими» моментами махинаций: 

  - Для этого привлекались крестьянские хозяйства, которые вопреки законодательству не имели сельхозземель. Далее, дистанционно подавались заявки на получение субсидий, содержащие недостоверные сведения, в том числе с указанием фиктивных кадастровых номеров. При этом использовались ЭЦП руководителей сельхозкооперативов, без их ведома. Подобным образом похищено свыше 1,2 млрд тенге. 

В релизе также упоминалась некая «сообщница» Садырбаева, которая в настоящее время «с санкции следственного суда находится под домашним арестом». 

Однако после заявления Серика Жумангарина, сделанного им 18 ноября, пользователи соцсетей вдруг вспомнили о недавнем аресте общественника и стали связывать два, казалось бы, не связанные друг с другом события. 

Напомним, вице-премьер заявил:

  - Честно говоря, в следующем году финансовые субсидии мы предоставлять не будем. Кредиты будут выдаваться под 5% - и только. Субсидии перейдут в ведение акиматов через трансферты общего характера. Проблема в том, что существующая система создает постоянную очередь, долги продолжают расти, и это нужно остановить. Как? Убрав субсидии, потому что финансирования просто нет.

В дополнение к вышесказанному Жумангарин обнародовал сумму, выделенную на субсидии в текущем году, - 1 млрд долларов. 

О чем говорил аграрий

Парадоксально, но арестованный по подозрению в хищении субсидий Алмасбек Садырбаев не раз публично высказывался против существующей системы их распределения. Он прямо заявлял, что все «сливки» чаще всего достаются крупным игрокам, в то время как частные фермеры остаются без необходимой поддержки. В одном из интервью Садырбаев и вовсе предложил забрать у Минсельхоза распределение субсидий и передать на администрирование в НПП «Атамекен». 

К слову, Садырбаева всегда отличали прямолинейные и острые высказывания. Так, например, в интервью Ulysmedia.kz он как-то обвинил беглого олигарха Мухтара Аблязова в развале сахарной индустрии в Казахстане. 

  - Враг, уничтоживший сахарную индустрию, – Мухтар Аблязов, - рубанул аграрий. 

  - Он купил два российских завода, заявив, что нам не нужно производство сахара, проще купить в России. Как могли в правительстве поверить этому «киндерсюрпризу»? А мы теперь пожинаем плоды этой «дальновидности». 

Выступления в поддержку небольших фермерских хозяйств и «наезды» на чиновников за «лоббирование» крупных агрохолдингов и пренебрежение нуждами аулов всегда были ноу-хау активиста. Кроме того, Садырбаев не скрывал намерений создать и возглавить крестьянскую партию, чтобы представлять интересы фермеров на политическом уровне. 

Кстати, опыт, накопленный Алмасбеком Садырбаевым за время карьеры, вполне позволял претендовать на роль политика. Он работал начальником отдела государственных закупок алматинского управления координации занятости и социальных программ, занимал должность председателя правления Agroholding QAZYNA. В 2017 году был председателем Республиканской палаты по разведению овец мясного направления пород гемпшир, суффолк и мясной меринос. В это же время занимал должность советника акима Талдыкоргана, правда, 10 апреля 2017 был уволен. С 2018 года Садырбаев являлся председателем правления Ассоциации сельскохозяйственных производственных кооперативов РК. С 2019 трудился в должности председателя Национальной ассоциации овцеводов Казахстана Shopan-ata, а в 2024 году возглавил РОО «Национальное агродвижение «Шопан ата». 

Расплата за критику?

Для полноты картины нельзя не упомянуть того факта, что имя Алмасбека Садырбаева не раз упоминалось в информационном пространстве в связи с откровенно скандальными историями. Так, например, в 2017 году он подрался с исполняющим обязанности акима Талдыкоргана Аскаром Татубаевым. Конфликт разгорелся из-за отказа чиновника подписать документы для получения субсидий. 

После был суд, Садырбаеву дали один год лишения свободы, а позже заменили наказание пробационными мерами. 

А в 2022 году прокуроры обнаружили схемы злоупотребления государственными субсидиями, в которых был замешан кооператив Beskol-agro, который связывали с Садырбаевым. По данным следствия, кооператив не использовал полученные средства по назначению, что привело к возбуждению уголовного дела и вопросу о возврате субсидий в бюджет.

Впрочем, все вышеупомянутые факты ничуть не пошатнули авторитета Садырбаева среди животноводов. А многие общественники сочли их за «гонения» на активиста в связи с его общественной деятельностью.

Так, например, известный общественный деятель и блогер Санжар Бокаев в одном из интервью заявил, что арест Алмасбека Садырбаева был заказан олигархами, которые занимаются освоением бюджета и связаны с министром сельского хозяйства. 

А в телефонной беседе с корреспондентом Ulysmedia.kz прокомментировал ситуацию так: 

  - Вся эта ситуация с уголовным преследованием в отношении Садырбаева весьма примитивна: вдруг вспомнили субсидии многолетней давности после острой критики в отношении власти. 

По мнению Бокаева, шумиха вокруг Садырбаева выгодна чиновникам. 

  - Слишком много украдено по линии минсельхоза, - подчеркнул активист. 

  - Вот они и пытаются все хором обвинить получателей незаконных субсидий. Но, судите сами, выдача субсидий осуществляется только с разрешения уполномоченного органа. Это значит, что незаконно полученные субсидии - это вина чиновников, которые подвели под критерии, одобрили субсидии и осуществили выплаты. Причем тут получатели субсидий? Нужно наказывать чиновников, которые развели эти коррупционные схемы в своем ведомстве. 

Взять и отменить!

Это же мнение разделяет аграрий из Жетысуского региона Рахим Каримов. 

  - Если и были махинации с субсидиями, то провернуть их без участия чиновников никто бы не смог, - высказал он свою точку зрения по поводу подозрений в отношении Алмасбека Садырбаева. 

  - Ведь бюджеты по разным направлениям распределяют только они. Бюджеты, какие направления субсидировать, решают сельхоз. управления в каждой области. Потом отправляют на согласование в министерство сельского хозяйства, там все это утверждается, и по этому плану идет освоение этих денег. 

По мнению Каримова, субсидии в любых направлениях означают большие лобби, поэтому аграрий всегда выступал за их отмену. 

  - Гораздо эффективнее было бы создать Агробанк, как просят фермеры, чтобы у нас был свой банк, который бы выдавал кредиты под низкий процент, - говорит он. 

  - В противном случае будут копиться долги. Вот как у нас в Жетысу. Бюджет задолжал аграриям 2,5 млрд тенге. Фермерам обещали, что процентная ставка будет субсидироваться. Агрокредитная корпорация выдавала кредиты под 22%, и фермеры рассчитывали, что 16% будут субсидироваться. Но уже два года идет задержка, а долг растет. 

В качестве наглядного примера Рахим Каримов рассказывает о ситуации, сложившейся в сахарной отрасли. 

- Говорили, что в этом году Казахстан соберет миллион тонн свеклы. Но сколько субсидий будет вложено в этот урожай? По моим подсчетам, прямыми деньгами - около 30 млрд тенге. А еще гербициды, удобрения, техника. Это еще порядка 50 млрд. В общей сложности, 70-80 млрд тенге. А теперь посмотрите, сколько сахара будет произведено. Из этого миллиона тонн свеклы не более 70 тысяч тонн сахара. А теперь представьте его цену! Кому нужен такой дорогой сахар? Есть ли смысл субсидировать это направление? Но здесь встает другой вопрос: кто конечный бенефициар этих сахарных заводов? 

И почему при триллионах субсидий Казахстан как был без сахара, так и остается без него? 

Вначале были чиновники…

Между тем, министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров в ответ на выступления Санжара Бокаева уточнил, что субсидии выплачиваются областями, а не министерством. 

  - Мы не имеем к этому никакого отношения, - сказал Сапаров. – Он (Алмасбек Садырбаев – авт.) не «сельхозник». Если правоохранительные органы его задержали, то они сами знают, почему. Я только что сказал и повторяю, субсидия — это компенсация затрат. Субсидии выделяются областями. С 2020 года мы передали их областям. 

Но, кстати, интересно, в курсе ли министр, что в октябре-ноябре 2021 года антикоррупционная служба провела внешний анализ рисков в сфере субсидирования АПК, и по ее итогам направила в Минсельхоз более 170 рекомендаций по совершенствованию субсидирования аграриев? Тогда же антикоровцы, изучив алгоритм подачи, рассмотрения и утверждения бюджетных заявок на получение субсидий, пришли к выводу: источником коррупционных рисков являются информационные системы Минсельхоза Qoldau, «ИАС» (plem.kz) и «ИСЖ», которые не были интегрированы с базами данных других ведомств. Это означало, что администраторы программ не могли проверить достоверность заявок услугополучателей. Этим и пользовались чиновники управлений сельского хозяйства областных акиматов. Согласно данным, обнародованных антикором, имея доступ к вышеназванным информационным системам, чиновники фальсифицировали данные бюджетных заявок, составляя их от вымышленных или подставных лиц. Затем получали бюджетные деньги и тратили их по своему усмотрению. 

Как обойти систему?

По данным антикоррупционного ведомства, в 2015–2020 годы в сфере сельского хозяйства было зарегистрировано 960 преступлений. К уголовной ответственности привлечены 450 лиц. 

В 2021 году было зарегистрировано 65 уголовных дел по фактам хищения субсидий. В качестве основных фигурантов проходили менеджеры подведомственной минсельхозу организации – Национального аграрного научно-образовательного центра (НАНОЦ). В аферах подозревались как сотрудники головного офиса предприятия, так и его филиалов по Туркестанской, Атырауской, Жамбылской и Актюбинской областям. 

Имея доступ к информационной системе «ИСЖ», предназначенной для учета скота и получения субсидий, они искажали и меняли количество, возраст, пол и учетный номер животных.

Антикор выявил также факты субсидирования несуществующего скота либо случаи, когда приобретение одной и той же живности проходило через двойное и тройное субсидирование. Такого рода аферы обычно проворачивали ветеринарные врачи, имеющие доступ к информационной системе «ИСЖ». Они вносили данные по животным и самостоятельно корректировали базу. Кроме того, они могли пользоваться чужими учетными записями, что создавало определенные коррупционные риски.

Кстати, позже, по рекомендациям Антикора, Минсельхоз, по заверениям его руководства, усовершенствовал информационные системы, интегрировав их с другими государственными. И потому совершенно туманным представляется возможность реализовать те схемы, в использовании которых АФМ обвиняет Алмасбека Садырбаева.

И уж если министр сельского хозяйства не объясняет, как «не сельхозник» смог без участия чиновников обойти их информационные системы, то, может быть, руководство агентства по финмониторингу сможет рассказать, как он это сделал?