Судья СМУС Алматы Ерлан Болатов дело «черных риелторов» рассматривает с сентября. 22 подсудимых, включая врачей-психиатров и нотариусов, обвиняют в создании ОПГ, похищениях, убийствах и насилии над психически больными и престарелыми людьми с последующим отъемом их недвижимости. Общую стоимость материального ущерба следствие оценивает в 668 млн тенге. Корреспондент Ulysmedia.kz побывал на судебном заседании, где 20 февраля должны были начаться прения сторон. Однако гособвинитель Нурасхан Мырзалы и адвокаты подсудимых оказались к ним не готовы.
Создание и руководство организованной преступной группой, в которую с 2017 по 2023 годы оказались втянуты граждане самых разных социальных статусов, гособвинение вменяет 65-летней Ирине Гапаровой и ее знакомому, гражданину Узбекистана, 56-летнему Аширали Болтабоеву.
Как определили следователи, цель у преступной группы была одна – завладеть чужим жильем. А вот средства для ее достижения применялись самые разные, в том числе и крайне жестокие. Среди пострадавших 27 человек. Одного из них, психически нездорового 32-летнего мужчину с диагнозом «параноидная шизофрения», как следует из материалов уголовного дела, Болтабоев систематически насиловал после похищения из Центра психического здоровья (ЦПЗ) Алматы.
Этот эпизод суд рассматривал в закрытом режиме, однако известно, что помогла Гапаровой и Болтабоеву врач одной из клиник - дала наводку на пациента без близких родственников, зато с квартирой в Бостандыкском районе Алматы. Доктор тоже на скамье подсудимых. Это она оформила пациенту выписку из стационара и передала его в руки «тете Ире», несмотря на то, что он отрицал с ней какое-либо родство и даже знакомство. Следователи утверждают, что заодно она положила «в дорогу» психотропных препаратов. Через знакомого нотариуса Жаната Сартбаева, также оказавшегося затем в числе подсудимых, члены ОПГ выяснили, что квартира похищенного пациента находится под обременением. И пока банда хлопотала над снятием ареста, хозяина жилья заставили дать доверенность на распоряжение недвижимостью, оформили действие с помощью еще одного нотариуса Гульнар Миятовой и на месяц уложили в другой психдиспансер.
А потом Болтабоев увез недееспособного алматинца к себе в загородный дом.
- В этот момент у него (у Болтабоева, - Авт.) возник преступный умысел, направленный на совершение насильственных действий сексуального характера в виде мужеложства с применением насилия к потерпевшему с использованием его беспомощного состояния в виду наличия у него психического расстройства «параноидная шизофрения», - сказано в обвинительном акте.
Кошмар продолжался 2 месяца, пока жертва насилия во время очередной поездки с Болтабоевым в город не выпрыгнул из салона автомобиля прямо на ходу и добрался до друзей. Проведенная уже во время следствия судмедэкспертиза покажет, что актов насилия над психически нездоровым мужчиной было не менее 5-7. С этого эпизода, впрочем, полиция и начала раскручивать всю многолетнюю преступную деятельность «банды черных риелторов».
На счету ОПГ два убийства, которые вменяет гособвинение четверым подсудимым – Ирине Гапаровой, Аширали Болтабоеву, их подельникам Ауелхану Сатаеву и Тахиру Уразаеву. Наследники умерших участвуют в судебном процессе потерпевшими.
Причем первой жертвой Ирины Гапаровой стала ее родная тетя, которая не собиралась завещать своей племяннице ни одну из своих двух квартир. Старушку, по версии следствия, родственница несколько месяцев доводила до естественной кончины – пресекались любые попытки на оказание медицинской помощи. А она все не умирала. Но поддельные завещание и другие документы Ирина Гапарова уже сделала с помощью третьего нотариуса – Зубайры Амировой. Когда все было готово, Аширали Болтабоев, судя по материалам дела, пришел и задушил бабушку, мирно спавшую в своей кровати. Оформить смерть старушки как естественную банде помог судмедэксперт, директор Научно-практического центра экспертных исследований Казахстана Виталий Колесников. Специалист с 40-летним (!) стажем пошел на преступление и выдал свидетельство о смерти, даже не осмотрев тело покойной на предмет следов криминала.
Спустя 3 года, во время следствия по делу ОПГ, эксгумация трупа покажет наличие «перелома сочленения правой и левой пластинок щитовидного хряща твердым тупым предметом». Но при каких обстоятельствах получено это повреждение, в силу давности никакая экспертиза не раскрыла. Так что сторона защиты подсудимых считает эпизод с убийством тети Ирины Гапаровой недоказанным.
Вторая жертва группировки - пациент с «органическим бредовым (шизофреноподобным) расстройством с выраженным интеллектуально-мнестическим снижением и выраженными изменениями личности», который попал к Гапаровой и Болтабоеву благодаря врачу-психиатру, заведующей отделением № 3 ЦПЗ Алматы Майре Уразаевой. Пациент был буйным, решением вопроса его «физического устранения», по версии следствия, занимался муж врача Уразаевой – Тахир.
Мужчина скончался не сразу после выписки из стационара. Он провел еще несколько месяцев перед смертью в психдиспансере в Алматинской области, пока группировка переоформляла его жилье. И вот за незаконное помещение психически нездорового человека в стационар под статью попала третья врач-психиатр Газиза Ешмуратова. Она заработала на этом всего 160 тысяч тенге, а инициаторы похищения и устранения агрессивного пациента – десятки миллионов.
Этого мужчину тоже задушили, предварительно накачав психотропными. Это показала экспертиза из материалов дела. Роль палача отвели мужу врача-психиатра Тахиру Уразаеву. Покойного даже похоронили под другой фамилией, чтобы замести все следы. Чужие документы группировке организовала нотариус Амирова, а «естественную» смерть оформил уже знакомый нам судмедэксперт Виталий Колесников, который даже не видел тело.
Пациент психдиспансера нашел свою смерть на даче Аширали Болтабоева в садоводческом товариществе Алматинской области «Ветеран», где уже несколько лет (!) банда прятала и других ранее похищенных пациенток психдиспансера. Все эти детали подробно описаны в обвинительном акте.
Одна женщина под присмотром Татьяны Грушиной жила на чужой даче с 2017 года. В 2020-м туда привезли еще одну. Убийство здесь произошло летом 2022-го, и на тот момент заложницы банды все еще были в заточении. Естественно, их имущество уже давно было переоформлено и продано третьим лицам.
Остальные эпизоды банды Гапаровой и Болтабоева связаны с переоформлением жилья давно умерших людей, на которое не претендовали наследники, но которое по закону должно было перейти в собственность акимата Алматы. Почему власти города не позаботились об этом вопросе, неизвестно. Но это вовсе не означает, что любой желающий может забрать недвижимость себе, подделав кучу документов.
Кстати, на судебном процессе 20 февраля адвокат одной из подсудимых, которой вменяется участие в отъеме квартиры у наследника умершего мужчины так и сказала, что сын покойного специально не вступал в наследство, имея большие долги. Присутствующие в зале поняли это как попытку оправдать действия подсудимой логикой: «Раз сыну не надо, жилье взяли другие люди». Очень оригинальный подход. Примерно такой же был по многим эпизодам.
За 6 месяцев процесса частично свою вину в подделке документов признала только нотариус Гульнар Миятова. Она не согласна с вменяемым ей участием в ОПГ. Остальные подсудимые сваливают вину друг на друга. А Аширали Болтабоев и вовсе на одном из заседаний заявил, что «судят не тех». Он неоднократно пытался заключить процессуальное соглашение с прокурором, но ему было отказано.
В ближайшее время прения сторон все же состоятся. Первым выступит прокурор, который должен запросить наказание для подсудимых.