Алматинские общественники требуют поводить модернизацию ТЭЦ открыто и прозрачно. На пресс-конференции директор ОФ «Энергетический Переход» Олжас Абилькаир и общественный деятель Жаркын Курентаев заявили, что даже при поверхностном мониторинге таких объектов как ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ПГУ Туркестан они выявили возможные признаки наличия схем по хищению. Доводы народных активистов выслушал корреспондент Ulysmedia.kz.
В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ
Внимание общественников на одном из самых масштабных и дорогостоящих проектов привлекла информация в общедоступных источниках о том, как осуществляется управление проектом. Затем удалось выяснить, что вместе с локальной компанией в качестве инженера по управлению проекта модернизации ТЭЦ-2 выступала американская консалтинговая компания Hill international N.V.
- Это прописано в правилах финансирования ЕБРР и соответствует требованиям контракта с генеральным подрядчиком – консорциумом трех китайских компаний – POWER CHINA Sepco1, POWER CHINA Hebei и DonfangInternational. 18 июля 2022 года между АО АлЭС и консорциумом филиала американской консалтинговой компании ООО «Hillinternational N.V.» и ТОО «Еast-West Company» был заключен контракт на услуги управления проектом, - рассказал Жаркын Курентаев.
По его словам, практика привлечения независимого инженера для управления проектами распространена в мире, так как обеспечивает полную обоснованность и прозрачность процессов и принимаемых решений в рамках проекта, исключает лоббирование частных интересов, создает условия для его качественной реализации, а, главное - устраняет коррупционные риски и хищения выделенных бюджетов.
- Однако по мере реализации контракта руководство АлЭС посчитало, что инженер по управлению проектом не нужен. АО АлЭС с самого начала, видимо, могло создавать искусственные барьеры и воспрепятствование деятельности инженера, а в конце 2024 года незаконно в одностороннем порядке расторгло договор. В «Самрук-Энерго» полностью поддерживали возможные незаконные действия АлЭС.
Общественники не исключают, что последствием этого может стать технический дефолт, который могут объявить финансовые институты.
- На наш взгляд, это могло было быть сделано потому, что проджект-менеджер был единственной стороной, полностью заинтересованной в прозрачности осуществления работ по модернизации, - делает вывод Курентаев.
ПРОКУРАТУРА – В ПОМОЩЬ
По словам общественников, суммы, похищенные с «Астана ЛРТ», а это около 1 млрд долларов, могут показаться «детскими шалостями» в сравнении с возможными хищениями с модернизируемых ТЭЦ.
- Ведь на модернизацию, реконструкцию и строительство ТЭЦ выделены миллиарды долларов. И если мы не сможем добиться обеспечения прозрачности этих работ, то экономические потери могут быть колоссальными, - не скрывал эмоций Жаркын Курентаев.
Как рассказали общественники, даже поверхностный мониторинг работ по модернизации ТЭЦ заставил их усмотреть признаки злоупотреблений служебным положением, а также дискредитации имиджа страны перед международными финансовыми институтами.
- Нам не хотелось бы делать поспешных выводов, но мы считаем, что отдельные представители Старого Казахстана дискредитируют идеи построения Нового Казахстана.
В качестве примера инициаторы пресс-конференции привели подробности из биографии нынешнего руководителя АО АлЭС Ерика Маширова.
- В открытых источниках есть информация о том, что в энергетическую сферу Ерик Канышбекович пришел из… финпола. Более того, он был помощником Кайрата Кожамжарова. Другими словами, он является ярким представителем «Старого Казахстана».
Они также сообщили, что обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить деятельность АО «Алматинские Электрические Станции» и АО «Самрук-Энерго» по модернизации ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ПГУ Туркестан.
В качестве доводов для необходимости проведения такой проверки общественники привели следующие факты:
- Статус по ПСД по проектам ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на сегодняшний день скорее всего не утвержден РГП «Госэкспертиза».
- Сметная стоимость ТЭЦ-2 на корректировку ТЭО могла быть согласована АО АлЭС на уровне 480млрд тенге – это против 330 млрд тенге по уже заключенному контракту с ЕРС-подрядчиком. Отказано Госэкспертизой.
- Сметная стоимость ТЭЦ-3 на стадию «П» могла быть согласована АлЭС на уровне 505 млрд тенге – это против сметной стоимости ТЭО в 290 млрд тенге, подготовленного в 2021 году. Отозвано в связи с имеющимися замечаниями от Госэкспертизы.
О СРОКАХ И ЛОББИРОВАНИИ
Как пояснил Олжас Абилькаир, не менее важным аспектом является строгое соблюдение сроков строительства.
- Увеличение срока реализации проекта может повлечь пропорциональное увеличение бюджета – увеличение сроков на 6 месяцев составляет в пропорции 15-20% от стоимости проекта, и это, соответственно, по итогу ляжет на плечи граждан. Вместе с тем, при рассмотрении заявленного АО АлЭС графика реализации проекта, увеличение срока предварительно составляет уже 6 месяцев. И это с учетом того, что до сих пор скорее всего не получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза» на проект и, соответственно, ни о каком начале строительно-монтажных работах речи не идет.
Общественники сообщили, что срок реализации аналогичных проектов составляет 60 - 74 месяца, тогда как АО АлЭС утвердил срок строительства 36 месяцев для проекта ТЭЦ-2, что может отразится на качестве строительных работ.
- По сути, для качественного строительства, согласно действующих нормативов и стандартов, до сентября 2026 года ПГУ и 2КоГТУ не будут введены в эксплуатацию ни при каких обстоятельствах, - заявили они.
Также Жаркын Курентаев обратил внимание на тот факт, что руководство АлЭС под необоснованными предлогами лоббирует применение в проекте ТЭЦ-2 оборудования Сименс.
- Изначально ТЭО КазНИПИ Энергопром утвердил «Сименс» в качестве единственно подходящего поставщика оборудования. Однако, если детально и со знанием дела проверить показатели, по которым сравнивались аналогичные поставщики оборудования, то можно легко проследить предвзятое отношение. И как подтверждение, можно также отследить все иные аналогичные проекты, в которых также лоббируется производитель «Сименс». Таким образом руководство АлЭС лоббирует сервисное обслуживание, АСУ ТП, строительство сервисных центров и иные продукты «Сименс», что приведет к увеличению стоимости проектов.
- Нам по большому счету все равно, кто будет осуществлять контроль за проведением модернизации ТЭЦ, - подчеркнули общественники.
- Будет ли это американская компания или общественный контроль. Важно, чтобы схемы Старого Казахстана по отмыванию денег с крупных и социально значимых проектов, не проникли в Новый Казахстан, подрывая саму его идею.