×
512.32
582.92
6.29
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
512.32
582.92
6.29

Казахстан получает всего 2% кашаганской нефти: правда или миф?

Сегодня, 14:31
Казахстан получает всего 2% кашаганской нефти: правда или миф?
Ulysmedia.kz

Недавно в международных СМИ появилась информация о том, что Казахстан получает от месторождения Кашаган всего 2% прибыли, остальное утекает за рубеж. Так ли это? Ulysmedia.kz изучил документы, на которые опирались коллеги.

Контекст

Международный консорциум журналистов-расследователей ICIJ опубликовал материал, посвященный освоению самого крупного месторождения нефти в Казахстане – Кашаган.

Информационным поводом для этого стало рассмотрение иска Казахстана к группе иностранных акционеров NCOC, с которыми наша страна совместно разрабатывает это месторождение. На кону не просто спор вокруг одного контракта. От доверия к таким проектам зависит репутация Казахстана как партнера и инвестиционное будущее страны. Именно поэтому важно разобраться в сути, а не только в заголовках.

В публикации ICIJ приводятся сведения о том, что долгое время Казахстан получал всего 1% кашаганской нефти. После внесения в 2008 году некоторых изменений в контракт доля Казахстана увеличилась еще примерно на 1%.

К такому выводу журналисты ICIJ пришли со ссылкой на исследование экспертно-аналитического центра нефтегазовой и электроэнергетической отраслей Республики Казахстан ENERGY Insights & Analytics.

Ожидаемо новость вызвала волну критики в адрес прежних решений за условия разработки проекта. Но разберёмся спокойно: в любом сложном контракте каждая сторона отстаивает свои интересы. Важно видеть все нюансы, прежде чем делать выводы.

Check up

Мы изучили доклад и увидели: журналисты ICIJ выбрали только отдельные цифры, которые подтверждают тезис о якобы «1% прибыли» для Казахстана.

Правдой в материале ICIJ является то, что за исторический период с 2003 по 2024 годы выручка от продажи нефти составила 55 млрд долларов (хотя ради объективности заметим, что в материале аналитиков фигурирует период с 2016 по 2023 год). В пользу Казахстана за это время было выплачено 5,4 млрд долларов, включая продажу нефти, налоги, роялти и другие платежи. Видимо из этих расчетов и сложился показатель в 1%.

Как заметил в этой связи министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов, «если у «КазМунайГаза» 16,68%, то утверждение о 2% просто не имеет математического смысла».

Какие детали остались «за кадром»

При этом за скобками осталась важная деталь, присутствующая в докладе, но по какой-то причине невысказанная журналистами ICIJ. За этот период капитальные затраты на проект составили 58 млрд долларов, а операционные – 28 млрд.

Важно помнить: полноценная добыча на Кашагане стартовала только в 2016 году, и с каждым годом она продолжает расти. К примеру, если в тот год доля кашаганской нефти в общей страновой массе не превышала 1%, то к концу 2023 года эта цифра составила уже 21% (19 млн тонн).

Всего же на долю Кашагана приходится почти половина извлекаемых запасов нефти (47%) в стране, и с течением времени добыча будет только расти на фоне ее снижения на других месторождениях, зрелость которых уже пройдена. При темпах работы 2023 года, соотношение запасов Кашагана к добыче составляет 111 лет.

К этому следует добавить огромные запасы газа (42% всего объема в стране), которые также предстоит добыть и реализовать.

Что влияет на распределение прибыли

Соглашение о разделе продукции по Кашагану подписали ещё в 1997 году: по нему всю разведку и разработку финансировали иностранные инвесторы. Важная деталь – Казахстан не участвовал в финансировании работ, но при этом через национальную компанию «КазМунайГаз» владеет такой же долей в проекте, что и ключевые иностранные инвесторы (16,877%).

Таким образом, наша страна получает как бы двойную оплату за предоставление права недропользователям добывать кашаганскую нефть. В результате отечественный акционер, без каких-либо затрат на освоение получает свою долю прибыли, а Правительство – отдельную сумму выплат в виде причитающейся выручки от продажи нефти, роялти, налогов и других платежей.

Средства от продажи нефти делятся через многоступенчатую схему: сначала возмещаются инвестиции, потом идут выплаты государству. Это обеспечивает возвратность вложенных средств инвесторов и гарантии выплат в пользу нашего государства.

В первую очередь Консорциум выплачивает Правительству роялти (приоритетный платеж), рассчитанные исходя из общего объема добытой нефти. Размер роялти варьируется в зависимости от цены на нефть и ежегодно корректируется с учетом инфляции в долларах США. Чем выше мировые цены на нефть, тем больше размер роялти.

После выплаты роялти консорциум NCOC приступает к покрытию своих затрат. Первоначально на это может уходить до 80% нефти, но постепенно эта цифра снижется, что повышает доходы Правительства.

Оставшаяся нефть, называемая Profit Oil, делится между Казахстаном и Консорциумом. Доля Казахстана увеличивается в зависимости от трех факторов: внутренней нормы доходности (IRR), объема добычи и R-фактора (номинальной окупаемости проекта). Например, доля Казахстана остается 10%, если IRR составляет 17% или менее, и увеличивается до 90%, когда IRR повышается с 17% до 20%.

Как выплачиваются налоги

Наконец, Правительство взимает налог на прибыль с доли Консорциума в прибыльной нефти в размере от 30% до 60%, в зависимости от IRR.

Хотя NCOC владеет крупнейшими запасами нефти и газа в стране, её налоговая нагрузка пока уступает Тенгизу и Карачаганаку. Но это временное явление, связанное с тем, что компания все это время занималась ликвидацией накопленных убытков в виде капитальных и операционных затрат, которые по данным аналитиков ENERGY Insights & Analytics на данный момент исчерпаны. В 2024 году ожидается резкое повышение налогов, достигнув максимума ближе к 2041 году. Доля государства также будет расти в период с 2024 по 2041 год, что должно благоприятно сказаться на государственных финансах.

Основные выводы

Материал ICIJ представляет собой поверхностный подход к анализу СРП такого рода, тем более что в открытых источниках окончательные условия контрактов отсутствуют. Это традиционная практика транснациональных проектов, когда его участники предпочитают сохранить конфиденциальность такого рода документов для избежания некорректной трактовки или обеспечения коммерческой тайны.

Некоторые детали, к примеру о получении NCOC 98% доли кашаганской нефти, получены в результате вычислений несопоставимых данных работы консорциума. Более реальную картину могут представить только отраслевые аналитики на основе официальных материалов или комментариев участников консорциума.

Несмотря на всю сложность конструкций СРП, детальное рассмотрение их положений демонстрирует в целом цивилизованный коммерческий подход. Поскольку бизнес вкладывает огромные средства в проект, закономерно, что в приоритетном порядке возмещаются понесенные затраты.

Даже при таком раскладе нельзя утверждать, что инвестор единолично получает всю нефть до выхода на прибыльность. Анализ ENERGY Insights & Analytics показывает: расходы инвесторов и выплаты Правительству изначально сбалансированы и стали результатом долгих расчётов и переговоров.

Более того, механизм движения денежных средств по проекту составлен таким образом, что обе стороны контракта в итоге достигнут своих целей. По мере окупаемости инвестиций, государство получает больше платежей. То есть, если в начале пути преобладает доля инвестора, то к его завершению ожидаемо выигрывает Правительство.

Не менее важно, что после истечения в 2041 году срока действия СРП Казахстан имеет право продолжить работу на Кашагане в том же составе, но уже с пересмотром условий, конечно же в свою пользу. Тем более, что по расчетам аналитиков, в период после истечения СРП с 2042 по 2061 год прогнозируемый денежный поток к распределению составит 48 миллиардов долларов США.

Что будет с оборудованием после 2041 года пока неизвестно. Но даже при худшем сценарии Казахстан сможет продолжить освоение Кашагана сам или с ограниченным числом партнёров.

Новости партнеров