×
513.74
569.17
6.33
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
513.74
569.17
6.33

«Техническая ошибка» следователя в деле о мошенничестве на строительстве Ерейментауской ВЭС стоила юристу 10 месяцев жизни за решеткой

Сегодня, 10:55
«Техническая ошибка» следователя в деле о мошенничестве на строительстве Ерейментауской ВЭС стоила юристу 10 месяцев жизни за решеткой
Коллаж Ulysmedia

Шокирующие обстоятельства всплыли при разбирательстве уголовного дела о мошенничестве при строительстве ветровой электростанции мощностью в 50МВт в городе Ерейментау. Юрист Данияр Мергенбаев, оказывавший услуги по сопровождению тендера, был обвинен вместе с подрядчиком – директором ТОО «Олимп Транс Сервис» Еленой Беленцевой и помещен за решетку, где и находится более 10 месяцев. В то время как его невиновность признали и следователь, который вел дело изначально, и генеральная прокуратура.  

Как такое могло произойти, и почему генпрокуратура нижестоящему органу не указ, - выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА – ВНЕ ПОДОЗРЕНИЙ

В межрайонном суде по уголовным делам города Астаны подходит к завершению разбирательство по громкому делу. Судья Абаева с января выясняла, почему ВЭС так и осталась проектом, и кто в этом виноват. Поначалу в орбиту следствия попал ряд должностных лиц «Самрук Энерго», но позже в обнаружившихся денежных махинациях был обвинен подрядчик – директор ТОО «Олимп Транс Сервис» и АО «КЭМОНТ» Елена Беленцева, а также… юрист Данияр Мергенбаев, работавший у нее по договору и занимавшийся обжалованием итогов госзакупок в суде. Мотивом для возбуждения уголовного дела послужил тот факт, что с фирмами, у которых заказывали оборудование и услуги для реализации проекта, расплатились не полностью. 

В прошлом году Департамент экономических расследований Астаны возбудил уголовное дело в отношении директора фирмы – подрядчика ТОО «Олимп Транс Сервис» Елены Беленцевой, а также юриста Данияра Мергенбаева, который по договору оказывал ей юридические услуги. Дело велось сначала по статье 189 УК РК (присвоение или растрата вверенного имущества), а позже было переквалифицировано на статью 190 УК РК (мошенничество). И хотя адвокаты заявляли: подмена квалификации повлекла за собой негативные последствия для Беленцевой и Мергенбаева, при этом действия должностных лиц ТОО «EWP» и АО «Самрук-Энерго», которые принимали ключевые решения и действовали вопреки требованиям Бюджетного кодекса и уставных документов, даже не рассматривались, эти доводы так и не были услышаны.

Согласно обвинительному акту, выбор подрядчика в январе 2020 года осуществлялся способом открытого тендера. Победителем стало ТОО «Олимп Транс Сервис» с предложением в 26 млрд 152 млн тенге. 

ЮР.УСЛУГИ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ?

Сочтя итоги тендера несправедливыми, поскольку обнаружилось, что в тендерных документах имеются поддельные дипломы о высшем образовании и сфальсифицированные трудовые договоры, руководитель АО «КЭМОНТ» Беленцева решила их обжаловать, и для этого заключила договор на оказание юридических услуг с Данияром Мергенбаевым. И в этом, в общем-то обычном для участников госзакупок действии, следствие усмотрело признаки преступления.

  - Понимая, что весь процесс совершения преступления будет сопровождаться подготовкой необходимых для этого документов, в этот период Беленцева Е.В. предложила совместное совершение преступления ранее знакомому Мергенбаеву Д.А., роль которого заключалась в обжаловании ранее заключенного Договора о закупке работ в судебных органах, оказании содействия в переговорах с должностными лицами АО «СамрукЭнерго» и решении иных вопросов, с целью обеспечения выигрыша АО «КЭМОНТ» проекта по строительству ВЭС в г.Ерейментау. – говорится в обвинительном акте. 

  - Мергенбаев Д.А., преследуя цель значительного улучшения материального благосостояния, без колебаний согласился на совершение уголовно-наказуемого деяния... 

Примечательно, что в документе ДЭР признает – все действия по попытке отменить итоги госзакупок велись сугубо в рамках закона – то есть, путем подачи исков в экономический суд. Однако эти действия участника госзакупок следствие почему-то сочло преступными. И позже Мергенбаева, который выполнял юридическую работу по попытке пересмотра итогов госзакупок в правовом поле, сочли соучастником Беленцевой и отправили под арест до суда. 

  - Денежные средства выделялись сугубо по решению должностных лиц, а Беленцева и Мергенбаев не имели никаких полномочий в плане принятия решений по выделению бюджетных средств, и потому не были и не могли быть организаторами преступления – ни физически, ни юридически, - заявляли в суде адвокаты, но этот довод также не был принят во внимание. 

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ

Из обвинительного акта следует, что руководитель АО «КЭМОНТ», не сумев добиться пересмотра итогов госзакупок по строительству ветроэлектростанции в Ерейментау, решила пойти другим путем и выкупила ТОО «Олимп Транс Сервис» у его учредителя 19 июня 2020 года, таким образом получив возможность участвовать в строительстве Ерементауской ВЭС. 

В августе 2021 года Мергенбаев стал соучредителем в ТОО «Олимп Транс Сервис». И именно этот факт, судя по всему, послужил для следствия одним из главных поводов для выдвинутых против него обвинений. При этом то, что Мергенбаев, как работник по контракту, не имел никакой возможности распоряжаться деньгами, следствие проигнорировало. 

  - Деньги для реализации проекта строительства Ерейментауской ВЭС были выделены в июне 2020 года, -  объяснила суть своего ходатайства в ходе судебного разбирательства адвокат Мергенбаева Балауса Бердимбетова. 

  - В 2020 году мой подзащитный не имел никакого отношения к подрядчику – ТОО «Олимп Транс Сервис», и это подтверждается документами – договором купли-продажи 50% доли, нотариально зарегистрированным 3 августа 2021 года. Согласно ответу НАО «Корпорация для граждан», Мергенбаев стал соучредителем ТОО «ОлимпТрансСервис» 4 августа 2021 года. Но в обвинительном акте указано, что Мергенбаев Д.А. стал учредителем АО «Кэмонт» и завладел 50% долей ТОО «Олимп Транс Сервис» 21 октября 2020 года. Поскольку это утверждение противоречит фактическим обстоятельствам, возникает предположение, что следствие за отсутствием доказательств умышленно «подгоняло» улики.  Моему подзащитному вменили в вину якобы денежные махинации за 2020 год, ссылаясь на денежный перевод в 44 млн тенге, сделанный ему в апреле 2020 года. Но тогда бюджетные деньги на реализацию проекта ВЭС еще даже не были перечислены! Первые транши были сделаны в июле 2020 года. 

Несмотря на все вышеперечисленное, изначально Мергенбаев был допрошен как свидетель, а после задержан. 

Это заявление адвоката подтвердил и вызванный в суд в качестве свидетеля следователь, который вел уголовное дело после переквалификации. Он сообщил, что инкриминирование Мергенбаеву финансовой деятельности в АО «КЭМОНТ» за 2020 год является просто «технической ошибкой», а отказ прекратить уголовное преследование в отношении юриста продиктовано его «внутренним убеждением и предположением». 

ПРИЗНАНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ КУЛМАНА

Также адвокат предоставила в распоряжение суда письмо следователя ДЭР Сагындыка Кулмана, расследовавшего это уголовное дело с момента его возбуждения, направленное им в Генпрокуратуру. В нем он пишет: 

  - По результатам проведенных негласных следственных действий, допросов, очных ставок и других следственных действий, добыть доказательства вины и причастности Мергенбаева Д.А. к правонарушению, не представилось возможным, о чем я поставил в известность свое руководство. 30 сентября 2024 г. уголовное дело было переквалифицировано со ст. 189 ч.4 п.2 УК РК на ст. 190 ч.4 п.2 УК РК, так как причастность должностных лиц АО «Самрук Энерго» не была доказана. Одновременно с этим, уголовное преследование в отношении Мергенбаева Д.А. также подлежало прекращению за отсутствием состава уголовного правонарушения, согласно норм УПК РК. Принять законное процессуальное решение мне не дали, так как вмешалось мое руководство и мне вновь были даны указания о направлении уголовного дела в суд с Мергенбаевым Д.А. 

Следователь отметил также: 

  - В настоящее время получается так, что все решения по делу якобы принимались мной, тогда как по факту мной лишь исполнялись указания моего руководства. И я понимаю, что в случае возникновения вопросов о незаконном привлечении Мергенбаева Д.А. к уголовной ответственности, мое руководство останется в стороне и оставит меня с самим собой. Понимая это, а также то, что в отношении Мергенбаева Д.А. абсолютно нет никаких доказательств его вины, я вынужден был написать рапорт об увольнении из Службы экономических расследований, чтобы не направлять уголовное дело прокурору в порядке ст.300 УПК РК. 

  - Указанного делать я не хочу, так как не хочу отвечать за последствия незаконного привлечения к уголовной ответственности Мергенбаева Д.А. Объективно я не могу никак повлиять на данную ситуацию, кроме как уволиться из Службы экономических расследований, о чем в настоящее время мной инициирован соответствующий рапорт. 

Более того, в ходе судебного разбирательства суду была предоставлена аудиозапись разговора между Кулманом и Мергенбаевым, на которой первый отчетливо говорит: «Я закрыл тебя по беспределу», а также заключение голосовой экспертизы, подтверждающей, что голос действительно принадлежит бывшему следователю ДЭР Сагындыку Кулману. 

НЕТ УЛИК, НО ВЫ САЖАЙТЕ!

Кстати, на судебном заседании, состоявшемся 2 декабря прошлого года, следователь Кулман также открыто заявил, что Мергенбаев не виновен, и потому мера пресечения «арест» подлежит отмене, после чего был тут же уволен по отрицательным мотивам – якобы за отсутствие на рабочем месте в течение трех часов.

А в своем обращении в генпрокуратуру следователь Кулман обратил внимание высшего надзорного органа страны на то, что «24 сентября 2024 г. Генеральная прокуратура РК направила в прокуратуру Астаны прямые указания о прекращении уголовного преследования в отношении Мергенбаева Д.А. за отсутствием состава уголовного правонарушения. 26 сентября 2024 г. прокуратура Астаны вместо того, чтобы исполнить указания вышестоящего прокурора о прекращении уголовного преследования, предварительно согласовав с руководством ДЭР, решило его проигнорировать и не перенаправлять в ДЭР по г. Астане». 

Документ, на который ссылается следователь Кулман, также был предоставлен суду. 

В письме за подписью заместителя начальника Службы по надзору за законностью досудебного расследования и уголовного преследования С. Талканбаева, направленном первому заместителю прокурора г.Астаны Отеуову Е.О., говорится следующее: 

  - Участие Мергенбаева в финансово-хозяйственной деятельности ТОО не нашло своего подтверждения, поскольку последний был соучредителем компании (50% доли в период с августа 2021 г. По январь 2022 г.) и не совершал гражданско-правовые сделки. Следствием факт получения вознаграждения в размере 500 млн тенге Мергенбаевым (по договору №1 об оказании услуг от 05.01.2019г.) не подтвержден, т.к. Беленцева отрицает передачу ему денег и анализом банковских выписок не установлено снятие, перечисление Мергенбаеву указанных денежных средств (фиксация в рамках ОРМ не имеется). При этом указанный договор заключен между Беленцевой и Мергенбаевым задолго до получения ТОО «ОлимпТрансСервис» бюджетных средств ввиду возникшего гражданско-правового спора в рамках проведенного государственного закупа по проекту. 

ГЕНПРОКУРАТУРА – НЕ УКАЗ?

  - Иных доказательств причастности Мергенбаева к совершению преступления, в том числе полученных по результатам СОРМ или НСД, не имеется, - сообщает Талканбаев.

- Таким образом, фактические данные, подтверждающие наличие преступного умысла и корыстных убеждений со стороны Мергенбаева отсутствуют. Досудебным расследованием не добыты доказательства его участия в преступном сговоре с иными лицами или использования своего положения для извлечения незаконной выгоды. 

Учитывая отсутствие объективных данных, подтверждающих факт хищения со стороны Мергенбаева, необходимо принять решение о прекращении уголовного преследования в отношении последнего.

Заместитель начальника Службы по надзору за законностью досудебного расследования и уголовного преследования Генпрокуратуры дает прямое указание: 

  - За незаконное вовлечение в орбиту уголовного преследования и ненадлежащий надзор в отношении виновных должностных лиц ДЭР и прокуратуры г. Астаны следует принять меры дисциплинарного характера. 

В суде адвокат Мергенбаева, как и защитник Беленцевой, привела также массу доводов о том, что в ходе следствия был допущен ряд существенных нарушений. К примеру, с некоторыми томами дела они не смогли ознакомиться в связи с тем, что в них содержалась информация на английском языке. А в отношении Мергенбаева обвинение в получении 500 миллионов тенге не содержит никаких подробностей о том, как, когда и от кого он получил данную сумму. 

В связи с этим адвокаты потребовали направить уголовное дело для производства дополнительного расследования. А уголовное дело в отношении Мергенбаева, в виду отсутствия состава уголовного правонарушения, выявленного Генпрокуратурой, вернуть в прокуратуру Астаны для исполнения – то есть, прекращения. 

Но государственный обвинитель выступил категорически против, и суд, выслушав мнения сторон, в удовлетворении ходатайств отказал. Хотя за все время судебного разбирательств вина Мергенбаева не была подтверждена ничем – ни какими-либо документами, ни свидетельскими показаниями.   

ОПАСНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

  - Это вопиющее нарушение прав моего подзащитного! – прокомментировала ситуацию адвокат Мергенбаева.

  - При том, что в материалах дела есть поручение генеральной прокуратуры о прекращении уголовного дела в отношении него, а генеральная прокуратура - это высший орган надзора, суд обязан был вернуть уголовное дело обратно в прокуратуру Астаны.

По словам Балаусы Бердимбетовой, практика абсолютного согласия суда с мнением стороны обвинения стала тревожной тенденцией последнего времени. 

  - К сожалению, последнее время материалы, которые поступают от следствия, не выдерживают никакой критики, но суды их принимают, не обращая внимания на вопиющие нарушения, - развела руками адвокат после заседания.   

  - Если следовать логике обвинительного акта в части моего подзащитного Данияра Мергенбаева, все юристы, госзакупщики в стране находятся под угрозой уголовного преследования в случаях, когда они законно, путем подачи исков в суд и жалоб в соответствующие госорганы, обжалуют итоги тендеров. По аналогии с делом Мергенбаева, их могут обвинить в «незаконном сборе компрометирующих сведений» и привлечь к уголовной ответственности. Только представьте, какая это опасная тенденция!

В ближайшее время начнутся прения сторон, а затем прозвучит приговор. Подтвердит он или опровергнет опасную тенденцию, которую отметила адвокат Бердимбетовой?

Новости партнеров