Информационное поле на прошлой неделе буквально взорвало сообщение польского агентства внутренней безопасности о задержании шпиона, который оказался гражданином «одной из азиатских стран, образовавшихся после распада Советского Союза».
Спустя совсем короткое время СМИ шокировали публику – в Польше задержали Ануара Бегимбая — помощника военного атташе посольства Казахстана в Украине. Как заявили в ABW, это кадровый офицер военной разведки, действовавший под дипломатическим прикрытием в одной из европейских стран. Как предположил в беседе с корреспондентом Ulysmedia.kz политолог, в прошлом – дипломат Казбек Бейсебаев, за сухими официальными сообщениями скрывается очень интересная история.
- Он вёл разведывательную деятельность, наносящую ущерб безопасности Польши и военных структур союзников, - сообщили польские медиа со ссылкой на агентство.
Подозреваемый вёл разведывательную деятельность в Быдгоще и Варшаве с 15 марта. Казахстанские ресурсы Kaztag и Orda.kz.
предположили, что дипломат шпионил по заданию Кремля, и в Польшу отправился собирать информацию об объектах НАТО.
Попутно Orda.kz выяснила, что советником Бегимбай служил у военного аташе, который был по совместительству его дядей.
Также портал предположил, что в Украине у Бегимбая был дипломатический иммунитет, поэтому задержали его на три месяца именно в Польше.
Ulysmedia отправил 12 августа в ведомство официальный запрос:
•В пользу какой страны, по версии следствия, вел шпионаж гражданин РК?
•Какую поддержку оказывает следствию ведомство?
•Как контролируется соблюдение прав нашего гражданина?
•Кем раньше работал подозреваемый и как попал на службу?
•Как велась его проверка? Будет ли применено наказание в отношении проверяющих, в случае подтверждения факта шпионажа?
Ответ мы получили сегодня. Надо отметить, что военные раскрывать детали шпионской истории не стали, лишь подтвердили информацию о задержании.
- Центр международных отношений Министерства обороны Республики Казахстан подтверждает факт задержания сотрудника аппарата казахстанского военного атташе польскими правоохранительными органами. В настоящее время ведется взаимодействие с иностранной стороной над разрешением данной ситуации. Предпринимаются необходимые меры по защите прав и законных интересов гражданина Республики Казахстан, - сухо отрапортовали в ведомстве.
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев отмечает, что сотрудничество дипломатических работников и спецслужб – своего рода секрет Полишинеля.
Но даже если кто и попадается на шпионаже, обычно решения принимаются тихо: дипломата-шпиона объявляют персоной нон грата, и высылают из страны.
- Если дипломата застали непосредственно за совершением противоправного действия, то его задерживают, вызывают представителя посольства и сообщают, что дипломата поймали за такое-то действие и он объявлен персоной нон грата. Такие случаи, в принципе, довольно частые явления в мировой дипломатической практике. Военные атташе и их помощники тоже аккредитованы как дипломаты и пользуются всеми дипломатическими привилегиями и иммунитетом, - объясняет Казбек Бейсебаев.
То есть, аккредитованного в Украине Ануара Бегимбая, согласно нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях, в Украине задерживать не имели права.
А вот для спецслужб Польши он обычный иностранный гражданин, поэтому его и арестовали в Варшаве, уверен Казбек Бейсебаев.
Он отмечает, что это вызывает еще больше вопросов: неужели советник не знал о такого рода рисках? В СМИ сообщается, что свою шпионскую деятельность он вел в Польше на протяжении полугода. Ради кого и чего – пока только догадки и предположения.
- Как правило, такие случаи между странами, находящимися в хороших отношениях (у Казахстана и Польши хорошие отношения), решаются кулуарно и без шума. А тут шум и скандал, это значит, что наш помощник военного атташе что-то натворил серьезное, - говорит Бейсебаев.
Что именно сделал Ануар Бегимбай – до сих пор, судя по всему, военная тайна и от отечественного Минобороны ответ на этот вопрос мы услышим в лучшем случае после обнародования результатов расследования польской стороной.
Стоит отметить, что сразу же, как о задержании казахстанца стало известно, мы обратились за комментариями в МИД и Минобороны. Пресс-служба военного ведомства отреагировала лишь на официальный запрос и только через неделю, а вот официальный представитель МИД ответил редакции практически мгновенно. Он заявил, что скандал произошел с военным атташе, а к их деятельности форин-офис отношения не имеет.