Дело бывшего первого вице-министра труда Акмади Сарбасова все больше похоже на политическую охоту на ведьм, чем на реальную борьбу с коррупцией
Кого удивишь в нашем отечестве, которое все силы бросило на борьбу с коррупцией, громкими задержаниями? Список известных фамилий, которые попали в список АФМ и Антикора огромен - наручники пришлось примерить многим представителям олимпа. Среди них есть и бывшие члены правительства - Биртанов, Кулекеев, Ахметов. Сейчас, судя по всему, борцы с коррупцией спустились на ступеньку ниже – в орбиту следствия чаще попадают не министры, а их замы. Ulysmedia.kz обратил внимание на относительно свежее коррупционное дело и решил поразмышлять о причинах задержания бывшего вице-министра труда и соцзащиты Акмади Сарбасова.
Под стражей он с 1 июля, следствие ему, на тот момент директору Центра развития трудовых ресурсов, предъявили обвинение во взятке. Но за два месяца в департаменте экономических расследований так и не смогли предъявить ему убедительных доказательств. Все проверки по факту продажи данных, которые и легли в основу обвинений, участие Сарбасова в этой схеме так и не подтвердили. В результате ДЭР, не заморачиваясь доказательной базой, продлил ему срок содержания под стражей.
Вопрос о продаже этих злополучных данных подняли на июльской пресс-конференции, где премьер-министр Олжас Бектенов признал, что утекли сведения 16 млн казахстанцев именно из медицинских организаций, подведомственных Минздраву.
- Факт утечки есть, проверка ведется нашими органами, возбуждено уголовное дело. По предварительным выводам, утечка произошла, скорее всего, из медицинских организаций. Они получают доступ к государственным базам данных, а дальше не обеспечивают их сохранность, – четко обозначил место, где искать виновных, премьер.
Но, несмотря на это публичное заявление, на Минздрав борцы с коррупцией внимание не обратили, а так как, видимо виновный нужен - за решеткой оказался Сарбасов, который возглавлял ЦРТР всего полтора месяца - с апреля по май 2025 года.
В сеть попало видео, которые должно было убедить всех и снять все сомнения, что взятка все-таки была. Однако эффект этот ролик произвел совсем не тот, что ждали в АФМ. Люди далекие от кинопроизводства сказали, что видео смонтировано. На первых кадрах Сарбасов и его предшественник Аргандыков заходят в кафе с пустыми руками, потом появляется сумка с наличными и следом – отдельно пересчет денег. Кадра с передачей взятки в ролике нет.
При обыске в квартире Сарбасова, которая находится в ипотеке, тоже никаких денег также не обнаружили.
Эту фамилию назвал АФМ в своем первом сообщении по громкому делу об утечке данных – сведения продавали именно тогда, когда ЦРТР руководил именно Даулет Аргандыков. Однако в следующих релизах его уже не упоминали, внимание публики переключили на Сарбасова, который в центе работал полтора месяца.
Оказывается, на ту самую встречу, которая попала в скандальное видео, Сарбасова настойчиво приглашал Аргандыков. Но АФМ распечатка звонков не заинтересовала, хотя этот факт мог бы сыграть определенную роль.
Еще один аргумент следователей - использование VPN. Но, как отмечают юристы, в Казахстане VPN не запрещен законом.
- Само использование VPN-сервиса не является нарушением законодательства. Ответственность может наступить лишь за распространение информации, запрещенной судом, объяснил юрист SOLIS Law Firm Чингиз Оралбаев.
Но, видимо, если у следствия нет других аргументов, сгодиться может любой.
Те, кто работал с Акмади Сарбасовым, прямо говорят, что он профессионал и карьеру сделал без поддержки агашек, сам прошел путь от специалиста до вице-министра. Он разрабатывал проект закона Трудового Кодекса и Цифровую карту. Добивался, чтобы бизнес уважал человека труда, занимался проблемами трудовой миграции и справедливой оплаты труда казахстанцев на иностранных предприятиях, поднимал проблемы пенсионной системы и пособий. Международная организация труда, где Сарбасов представлял интересы Казахстана, признала его экспертом.
- В обвинение Сарбасова поверить невозможно. Он порядочный, скрупулезный, ответственный. Всегда работал за идею, а не ради выгоды, - уверяют сослуживцы.
И удивляются, что в министерстве ему даже не помогли с жильем – квартиру купил в ипотеку.
История Сарбасова напоминает дела Жаксылыка Кулекеева, Ельжана Биртанова, Олжаса Абишева и многих других чиновников, которые оказались за решеткой и прошли показательные суды. Все профессионалы, которых система сделал обвиняемыми, сейчас они рассказывают о том, как были сфабрикованы против них уголовные дела, а те, кто их посадил – молчат.
Складывается впечатление, что вместо реальной борьбы с коррупцией в Казахстане идет «охота на ведьм». Под удар попадают не олигархи и не чиновники с миллиардными активами, а простые вице-министры, у которых нет «крыши» и крутых родственников.
Точку в обвинениях, что данные казахстацев ушли в сеть из Центра, которым руководил Сарбасов, поставила накануне министр труда и социальной защиты населения. На брифинге в мажилисе Светлана Жакупова на вопрос журналиста прямо ответила, что проверка КНБ показала, что ЦРТР чист.
- Проверка показала, что с нашей стороны утечек не было, контур безопасности защищен, - сказала Жакупова и добавила, что возможно, к задержанным есть другие претензии, но она не в курсе.
Ulysmedia.kz будет следить за развитием ситуации, в которой оказался Акмади Сарбасов.