×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Kaspi, Magnum и ещё один племянник: кому в Казахстане принадлежит крупный бизнес

18.03.2022, 18:31
Kaspi, Magnum и ещё один племянник: кому в Казахстане принадлежит крупный бизнес
Коллаж Ulysmedia.kz

Что связывает Kaspi, входящего в тройку крупнейших банков страны, и недавно арестованного Кайрата Сатыбалды? Почему член главной семьи продал свои акции и как с ним рассчитался совладелец банка Вячеслав Ким – выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Информацию о том, что Кайрат Сатыбалды стал акционером, Kaspi банк распространил 10 ноября 2015 года.

“Акционерами и инвесторами холдинга АО Kaspi являются Вячеслав Ким, Кайрат Сатыбалды, Михаил Ломтадзе и фонды под управлением ведущей международной инвестиционной компании Baring Vostok Capital Partners”, – говорилось в официальном сообщении.

В то время доля Кайрата Сатыбалды и Михаила Ломтадзе составляла чуть менее 10%. Никто не скрывал, что в будущем акционеры планируют получить статус крупного участника и увеличат свои доли. Но, тем не менее, Кайрату Сатыбалды пришлось продать свой пакет – его фамилия в списке акционеров могла сорвать выход Kaspi на Лондонскую фондовую биржу. В результате банк выпустил акции на биржу и добился неплохих успехов. СМИ оповестили, что основные акционеры компании Вячеслав Ким и Михаил Ломтадзе продали миллионы акций и сразу вошли в число казахстанских миллиардеров.

Американский Forbes отметил, что Kaspi из небольшого стартапа превратился в технологического гиганта на финансовом рынке. Предполагалось, что рывку всё-таки помог Кайрат Сатыбалды.

Kaspi – это банк, созданный соглашением троих бизнесменов и фондом прямых инвестиций, писал журнал. Все трое – председатель совета директоров Вячеслав Ким (25 процентов), председатель правления Михаил Ломтадзе (23 процента) и «бывший инвестор и племянник бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Кайрат Сатыбалды.

Еще в декабре 2017-го 30 процентов акций Kaspi принадлежали Сатыбалды, 21 процент был у Кима и 38 – у компании Баринг Восток.

КАК РАССЧИТЫВАЛИСЬ С САТЫБАЛДЫ

А в 2018 году Ким потратил около 390 млн долларов на покупку акций Kaspi. Откуда взялись деньги на это, владелец Kaspi «не объяснял», да, собственно в то время, у него никто ни о чём и не спрашивал – перед банкиром были открыты все двери.

По информации осведомлённого источника, Кайрат Сатыбалды официально продал принадлежащие ему акции в три раза дороже, чем они на тот момент стоили. Чтобы купить пакет, Вячеслав Ким был вынужден продать свою 35-процентную долю в Magnum Cash&Carry. Он купил ее у Кенеса Ракишева в 2017 году. Сейчас в открытом доступе информация о том, что Magnum Cash&Carry принадлежит Александру Гарберу, также его называют основателем торговой сети в Казахстане.

История до последнего умалчивала, что Ким продал свою в Magnum Cash&Carry сыну Болата Назарбаева – Нурболу Назарбаеву.

Согласно данным управления предпринимательства и инвестиций акимата Алматы, в январе для поддержки торговой сети «Магнум» выделено 5,7 млрд тенге, «Тоймарт» получил 430 млн тенге, «Асыл Ет» – 88 млн тенге.

Кроме того, для стабилизации цен с сентября 2021 года по апрель 2022 года торговая сеть «Магнум» должно была реализовать 22 тыс. тонн овощей. Сегодня здесь килограмм картофеля стоит 119 тенге, морковь – 128 тенге/кг, лук – 86 тенге/кг, капусту – 117 тенге/кг, что на 5-35% ниже среднерыночной цены.

СПК города Алматы выделяет «Магнум» миллиарды для сдерживания цен на социально значимые продукты питания. Но за сколько товары приобретает «Магнум», конечно, не известно, как и то, сколько остается денег на счетах торговой сети.

Отметим, что меньше чем за десять лет Kaspi стал лидером в системе онлайн-платежей. 68 процентов электронных транзакций в стране совершаются именно через эту компанию.

“Kaspi, который имеет тесные связи с правительством Казахстана, стал неофициальным онлайн-банком, через который платят налоги и штрафы, раньше эта функция была у государственных структур. Банк даже помог в выплате социальных пособий во время пандемии”, – отмечает Forbes.

САТЫБАЛДЫ ПРОДАЛ СВОИ АКЦИИ 4 ГОДА НАЗАД

С началом войны в Украине банковская система начала попадать в различные неприятности – доллары исчезли, тенге начал падать, клиенты начали осаждать банки, пытаясь забрать отложенное на депозиты. После задержания Кайрата Сатыбалды они откровенно начали сомневаться в стабильности Kaspi. Михаилу Ломтадзе пришлось успокаивать клиентов в специальном видеообращении.

“Вчера был арестован Кайрат Сатыбалды. К нам не было вопросов по этому поводу. Но я уверен, что наши враги воспользуются этим фактом и попытаются рассказать о нас ещё раз. Поэтому хочу заранее прокомментировать – Кайрат Сатыбалды уже 4 года не имеет отношения к Kaspi. Он был одним из акционеров с 2015 по 2018 год”, – пояснил Ломтадзе.