×
526.02
607.55
6.5
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
526.02
607.55
6.5

Какой приговор ждёт Талгар? Помогут ли "хуторским" былые «связи»

Сегодня, 17:05
Какой приговор ждёт Талгар? Помогут ли "хуторским" былые «связи»
Коллаж Ulysmedia

Весь Талгар сегодня, затаив дыхание, ждет приговора по одному из самых громких уголовных дел последних лет. Уже завтра в местном суде станет известна дальнейшая судьба Хасана Касымбаева – человека, которого называют лидером ОПГ «Хуторские». От этой судебной драмы жители ждут не просто правосудия по конкретным эпизодам, а сигнала: способно ли государство обуздать мафию, годами державшую в страхе целый город? Как вышло, что на кону оказалась не просто судьба обвиняемого, а спокойствие потерпевших и вера всех казахстанцев в справедливость и торжество правосудия, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Последнее слово Хасана и ультиматум его семьи

Заседание с последним словом подсудимого больше напоминало эмоциональную бомбу, взорвавшуюся в зале суда. Хасан Касымбаев, в прошлом — «неприкосновенная» фигура Талгара, стоя перед судом, был непоколебим. Он не просто отрицал вину — он обвинил следствие в фабрикации, а потерпевших — в лжесвидетельстве.

   - Нет ни одного доказательства, подтверждающего мою вину. В деле есть только слова лжепотерпевших, — заявил Касымбаев. 

Он настаивал на том, что дело «сделано на скорую руку, чтобы успокоить общественность», и завершил свою речь эмоциональным обращением: 

  - Не ломайте мою судьбу обвинительным приговором. Я чист перед Богом и законом. 

Но настоящий шок вызвали действия его родственников. Они превратили здание суда в место для пикета. Жена обвиняемого, Зульфия Касымбаева, заявила журналистам, что дома ее ждут трое детей, и выкрикнула ультиматум, который облетел все социальные сети:

   - Если не будет справедливого решения, я сожгу себя прямо здесь.

Эта угроза публичного самосожжения повисла в воздухе, конечно, создала напряжение и оказала давление на всех участников процесса. 

«Суд или базар-вокзал?»

Если защита Касымбаева говорила о нарушении его прав, то мать потерпевшего бойца ММА Армана Алимова, Куннаим Алимова, описывает происходящее в суде как настоящий хаос и беспредел. В интервью журналисту Ulysmedia.kz она рассказала, почему не стала присутствовать на финальных заседаниях лично. 

  - На суде все видели, как они кричали, ругали, оскорбляли. Там не суд был, а базар-вокзал какой-то, — с горечью констатирует женщина. 

По ее словам, все шестеро подсудимых, их многочисленные родственники и даже адвокаты вели себя как «хозяева положения».

   - Они орали, кричали, оскорбляли меня, унижали. Мне даже толком не дали выступить. Судья не владела ситуацией, — вспоминает Алимова. 

Она отметила, что родственники обвиняемых открыто снимали ее на видео, провоцировали на конфликт, а одна из женщин подошла к ней и прямо заявила о желании ее избить.

   - Поэтому сегодня я просто сидела дома и смотрела на этот беспредел онлайн, по видеосвязи. Думала, что, боже мой, хорошо, что я не пошла. Иначе меня с сердечным приступом увезли бы в больницу, — признается потерпевшая. 

История давления, шантажа и обещаний «решить вопросы»

За четыре с половиной года судебной эпопеи Куннаим Алимова, по ее словам, столкнулась не только с откровенным хамством в зале суда, но и с изощренным давлением за его стенами. Она рассказала, что с самого начала от группировки Касымбаева поступали предложения о «примирении». 

  - Сначала Касымбаев сам не приходил, а присылал своих ребят. Они разговаривали с моим сыном, просили, чтобы он забрал заявление. Обещали материальное вознаграждение, - говорит Алимова. 

Но самым циничным, по ее словам, было другое предложение. 

- В тот момент на моего сына было заведено уголовное дело по наркотикам.

 Посредники от «хуторских», как вспоминает женщина, пообещали «через связи в полиции и прокуратуре» закрыть это дело в обмен на отзыв заявления о похищении и избиении.

  - Я сказала сыну, что Касымбаеву доверять нельзя, он очень опасный человек. Будем действовать строго в рамках закона, - объяснила женщина. 

От отрицания до ареста

Чтобы понять, почему дело Касымбаева стало точкой кипения для всего Талгара и Казахстана, нужно сделать шаг назад, в ноябрь 2023 года. Тогда было совершено резонансное убийство 16-летнего Шерзата Полата. Это преступление стало триггером, после которого жители города, годами боявшиеся даже упоминать название «Хуторские», вышли из тени. 

Волна общественного гнева заставила правоохранительные органы пройти «пять стадий принятия неизбежного» - от отрицания до признания. Помощник начальника ДП Алматинской области тогда заявлял, что ОПГ в Талгаре нет, а есть лишь «единичные случаи». Но соцсети уже пестрели свидетельствами о преступлениях «хуторских» и их покровителях во власти. 

Общественники и журналисты вскрыли шокирующие детали: «Хуторские» были не просто бандой, а настоящей мафией, чьи щупальца опутали акимат, полицию и бизнес. Имя Хасана Касымбаева звучало как имя «предводителя». Последовали масштабные кадровые чистки: были уволены аким города, его заместитель, брат Касымбаева - руководитель аппарата акима района, а также десятки высокопоставленных сотрудников полиции и прокуратуры. 

Именно на этом фоне, в ноябре 2024 года, Касымбаев был наконец арестован - по заявлению матери Армана Алимова, которое три года не могли довести до логического конца. Его арест расценили как победу общественности над системой беззакония. 

Принцип соразмерности

Прокурор Ерлан Куланбаев запросил для подсудимого 15 лет лишения свободы. 

  - Я считаю, что это нормальный срок для Касымбаева, - говорит Куннаим Алимова.

   - Это же не единственное преступление. Всегда сажали исполнителей, а он оставался на плаву, всегда на свободе. Я считаю, что он заслужил эти 15 лет. Это срок, соизмеримый с тем горем, что он и его ОПГ принесли людям. Потому что пострадали не мы одни. Просто люди боялись. У него были связи крепкие, Хасан был неприкосновенной личностью у нас в городе. 

По словам Куннаим Алимовой, сомнение в том, что Хасан Касымбаев будет осужден на 15 лет, ее не оставляет. И на это есть веские основания. 

  - За два месяца судебного разбирательства я прошла, как говорится, через все круги ада. Шестеро подсудимых, шесть адвокатов, и я одна. Второй потерпевший просто один раз пришел, увидел весь ужас и больше не приходил, и вообще от претензий потом отказался. Ну, напуган человек, понимаете? 

На заявление жены Касымбаева о публичном самосожжении женщина выразила скептическое возражение: 

  - Это просто давление на суд. Да никогда они себя не будут убивать. Они настолько жизнь свою любят, что это обычные манипуляция и шантаж. 

…Именно поэтому завтрашний приговор— это не просто судьба одного человека. Для Талгара это итог многолетней борьбы. Ответ на вопрос, может ли справедливость восторжествовать над системой, где криминал и власть были скованы одной цепью. Город смотрит на суд и ждет. Ждет, чтобы понять, можно ли наконец выдохнуть.

Новости партнеров