×
504.49
587.73
6.57
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
504.49
587.73
6.57

Между экологией и экономическими миражами, или Что не так с Алматинским горным кластером?

Сегодня, 09:00
Между экологией и экономическими миражами, или Что не так с Алматинским горным кластером?
Коллаж Ulysmedia

Перманентная атака на Кок-Жайляу, кажется, перешла в новую фазу. В урочище уже работают геодезисты – значит мировому курорту предписано быть. Собственно, когда в сентябре 2025-го премьер-министр Бектенов утвердил мастер-план проекта горнолыжного курорта «мирового уровня» Almaty Superski, никто почему-то и не вспомнил о запрете президента Токаева на застройку Кок-Жайляу. Проблема за годы, видимо, отлежалась и приобрела новые очертания, которые назвали «горным кластером» - идеологи проекта, избегая таких опасных слов как горнолыжный курорт, (ведь именно его запретил строить Токаев), обещают «крутые горки»: горнолыжные трассы, подъёмники и коммерческие объекты. Инфраструктуру возведут за счет бюджета, оператор проекта – нацхолдинг «Байтерек», предварительная цена вопроса – около 2 млрд долларов. Но во сколько это удовольствие обойдется стране на самом деле, пока не ясно, впрочем, как и то, что все-таки собираются строить. Экологи и активисты говорят что конкретики как не было, так и нет, а чиновники решили утилизировать горы постепенно, обходя экологическое законодательство и элементарное человеческое отношение к людям и природе. Каким образом это возможно – разбирался Ulysmedia.kz.

В ответ - тишина

За это время экологи, активисты и простые жители Алматы написали в министерство экологии десятки официальных обращений по поводу реализации проекта «Алматинский горный кластер».

Но всем им ведомство прислало банальные отписки.

    - На текущий момент предоставление официального экологического заключения не представляется возможным, поскольку проектная документация по Проекту АГК в разработке и в министерство не поступала, - объясняет вице-министр экологии и природных ресурсов Нуркен Шарбиев.

Зачем оценивать все сразу, если от оценок можно уйти?

Кандидат биологических наук, директор по науке Казахстанской Ассоциации сохранения биоразнообразия (ACBK) и директор Центра прикладной биологии ACBK Сергей Скляренко опасается, что след за этими отписками случится настоящая экологическая катастрофа.

   - Сейчас огромный проект АГК разбивают на небольшие локальные проекты, которые, как мы понимаем, планируется оценивать по отдельности. И, вполне возможно, что экологический ущерб по каждому такому проекту будет допустимым. Но это в корне неверный подход, так как алматинские горы – это единое целое, и эффект от всех этих маленьких проектов будет кумулятивным. Поэтому необходимо провести сначала комплексную стратегическую экологическую оценку, - говорит он.

Именно этого эколог, вместе с активистами, добивается уже много месяцев подряд, но чиновники всякий раз отвечают, что оценка будет вестись после разработки ТЭО и иной проектной документации.

Экология и прибыль

Как сообщили Ulysmedia.kz акимат Алматы, министерство экологии и министерство туризма, пока экологический ущерб измерить невозможно.

  - Главный вызов АГК — это обеспечение экологической устойчивости. Увеличение инфраструктуры и туристического потока требует тщательного планирования, чтобы минимизировать воздействие на уникальную экосистему ГНПП, - отделывается общими фразами Шарбиев.

Зато о возможной будущей прибыли проекта госорганы говорят охотно.

   - Ожидаемый экономический эффект включает рост потока иностранных туристов с 700 тыс. до 1,7 млн человек к 2029 году, повышение занятости в сфере туризма с 91,8 до 101,8 тыс. человек, а также увеличение налоговых поступлений с 91,5 до 117,3 млрд тенге. Реализация проекта создаст новые рабочие места, простимулирует развитие малого и среднего бизнеса в смежных отраслях и повысит привлекательность Алматы как центра регионального туризма, - говорит руководитель управления туризма города Алматы Галия Токсеитова.

При этом государство вложит в проект более 600 млрд тенге. Эти деньги пойдут на строительство дорог, коммунальных сетей и прочей инфраструктуры.

Частные инвесторы, фамилии которых управление туризма не раскрывает, будут строить отели, кафе, рестораны и, собственно, сами курорты.

Что не так с бухгалтерией?

Экологи и горожане такого распределения обязанностей не понимают.

   - Получается, на наши налоги будет строиться всё самое сложное и капиталоемкое. Да, дороги и коммунальные сети не принесут формальной прибыли, но без них строительство коммерческих объектов невозможно. А бизнес, который будет на всем этом зарабатывать, построит только объекты для своего заработка. Я, как гражданин страны, не очень понимаю – почему мы должны «скидываться» на нужды бизнеса, да еще и с учетом всех экологических рисков, - возмущается Сергей Скляренко.

Схожее мнение высказывает и общественный деятель Ажар Джандосова.

  - По сути, нам прямо заявили, нужны не бедные казахстанские туристы, у которых в кармане несколько тысяч тенге, а зарубежные, которые будут за день оставлять по 300 – 400 долларов. Нам, как бы в утешение, говорят, что будут созданы рабочие места для алматинцев. Но, извините, какие именно? Официанты? Мальчики на раздаче лыжного оборудования? Все это низкооплачиваемая работа, - говорит она.

Общественница опасается, что в итоге алматинцев с низкими доходами просто лишат гор. Цены на курорты ведь будут едиными для всех посетителей, вне зависимости от паспорта и среднемесячного заработка.

  - Сейчас мы имеем возможность на выходных просто подняться в горы, посидеть в тишине, насладиться природой. Но как только в горы придут деньги и стройка, нам этого просто негде будет делать, - предупреждает Джандосова.

Впрочем, как переживает общественница Елена Ерзакович, Алматинский горный кластер может сделать невозможной и жизнь в самом городе.

  - Почему-то замалчивается тот момент, что идет сокращение ледников и, как следствие, снижается наполняемость Большой Алматинки – реки, которая обеспечивает водоснабжение части города. Лыжные базы, отели и рестораны планируют строить в горах, прямо над головой алматинцев. Откуда они будут брать воду? Все с той же Алматинки? А хватит ли в этом случае воды горожанам, – задается вопросом Ерзакович.

Турист вместо барса

Но больше всего алматинцев пугает неясная перспектива сохранения природы алматинских гор.

  - Чувствительный момент еще в том, что наряду с проектом АГК есть проект, реализуемый холдингом «Байтерек» по застройке Кок-Жайляу. И, сколько бы мы не просили, нам никто не может четко разграничить эти два проекта, как происходит координация между ними? Есть ли общая оценка экологического и иного ущерба? Когда проекты реализуются вот так непрозрачно, поневоле начинаешь подозревать, что реальность будет не такой красивой, как в их презентациях, - говорит Елена Ерзакович.

Управление туризма обещает, что будет обсуждать с общественниками проект развития Алматинского горного кластера, но позже, когда будут готовы все документы.

При этом любое негативное влияние на природу чиновники отрицают.

  - При разработке проекта особое внимание уделяется соблюдению экологических требований, сохранению природных ландшафтов и минимизации возможного воздействия на окружающую среду. Такой подход позволит обеспечить баланс между развитием курортной инфраструктуры и бережным отношением к уникальной природе Заилийского Алатау, что является принципиальным условием успешной реализации проекта, - уверяет Галия Токсеитова.

Сергей Скляренко убежден - без вреда для природы горнолыжный курорт не построить.

  -  Горы - это не степь. Если срезается горный склон, то это навсегда. Это уже не исправить никакими габионами и иными конструкциями. Любая интенсивная застройка гор увеличивает вероятность ополозней, повышает водно-ветровую эррозию почвы. Растут и экологические риски: флора и фауна региона страдает от загрязнения воды и воздуха, сокращается ареал обитания животных, в том числе краснокнижных, а их в Заилийском Алатау более 20 видов, - перечисляет он.

Госорганы заявляют, что животные, тем более краснокнижные и всем известные, вроде барса или тян-шаньского медведя не пострадают.

Но, как справедливо напоминает Скляренко, барс уже попадал в фотоловушки на уровне существующей застройки Алматы, что уж говорить о склонах выше этой отметки?

Кроме того, в горах кроме барса и медведя обитает множество других животных и насекомых. Все они имеют право на жизнь, а не на борьбу за территорию с человеком.

  - Поймите правильно, никто не говорит, что проект горного кластера не нужен. Он нужен и очень. Но должен реализовываться в первую очередь с позиции бережного отношения к природе, а не так, как сейчас, - резюмирует Скляренко.

Но чиновники, кажется, ни экологов, ни активистов не слышат.

В ответе на наш официальный запрос и министерство туризма, и профильное алматинское управление говорят о том, что существующие горные курорты близ Алматы уже переполнены, их необходимо расширять и сращивать, ведь современный турист хочет за одну поездку посетить сразу несколько курортов.

И Алматы входит в ничтожно малое количество городов мира, где такой отдых можно организовать.

Ну а барс, судя по всему, может и потесниться.

Ulysmedia.kz надеется, что на все вопросы, поставленные в этой статье, ответит глава НУХ “Байтерек». Мы ждем комментарий Рустама Карагойшина, ведь именно ему государство доверило быть оператором этого мега-проекта, и только он сможет объяснить, как будут инвестировать и управлять развитием горного кластера, как собираются, не навредив природе, построить Almaty SuperSki и интегрировать этот проект века в действующие курорты Шымбулак и Медео.

Новости партнеров