×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Школьные схемы BI Group в столице: генерация прибыли в обход процедуры госзакупок

08.04.2022, 13:03
Школьные схемы BI Group в столице: генерация прибыли в обход процедуры госзакупок
Скриншот с тайм-лапса строительства школы БИНОМ в Астане/PRP Studio

Группа строит школы в Нур-Султане, якобы основываясь на финансовой модели государственно-частного партнерства (ГЧП), без особых собственных вложений.

BI Group, занявшаяся через генподрядчика BI Global строительством школ под общим названием Binom Schools в Нур-Султане, заработает на их возведении, почти не затрачивая собственных средств. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с документацией проекта, который представлен как государственно-частное партнерство между холдингом и госорганизациями.

Частная формула прибыли от государства

Так, в договоре ГЧП от 29 апреля 2021 года по строительству и эксплуатации столичной школы на две тысячи мест или четыре тысячи учеников на пересечении улиц 28 и 38 в районе комплекса Nova City, заключенном между дочкой BI Binom Education, Сбербанком и государством в лице управлений образования, строительства и архитектуры, градостроительства и земельных отношений Нур-Султана, указывается, что акимат обеспечил софинансирование на 30% или 2,3 млрд тенге от стоимости проекта в 7,7 млрд тенге. Более того, кроме предоставления земельного участка под строительство, государство обязалось выплачивать из столичного бюджета Binom Education компенсацию за понесенные инвестзатраты в объеме 2,2 млрд тенге равными частями по 448,2 млн тенге ежегодно в 2022-2026 годы.

Кроме того, местная казна должна будет осуществлять так называемую плату за доступность на общую сумму 4,8 млрд тенге в течение 66 месяцев управления частным партнером до передачи школы в госсобственность с неравными траншами в 2022-2027 годы. Согласно договору, «плата за доступность состоит из суммы компенсации операционных затрат и суммы вознаграждения частному инвестору за обеспечение им качественных характеристик объекта ГЧП, а также доступности объекта ГЧП, исходя из индивидуальных технико-экономических параметров объекта ГЧП по договору». В теории, если школа будет демонстрировать неполную эксплуатационную готовность, дефекты или невыполнение обязательств в ходе предоставления образовательных услуг, то сумма платы за доступность может уменьшаться из-за штрафных санкций.

Вместе с тем, непонятна формула, по которой был рассчитан платеж за доступность в договоре, годовой размер которого составляет 893,8 млн в 2022 году, 912,9 млн в 2023 году, 932,8 млн в 2024 году, 953,4 млн в 2025 году, 755,9 млн в 2026 году и 302,7 млн в 2027 году. В имеющейся документации указывается, что уменьшение платы за доступность в последние годы проекта будет компенсировано за счет увеличенного финансирования от республиканского учреждения «Финансовый центр». Именно эта организация будет платить в течение всего проектного периода школе образовательный госзаказ на эксплуатацию школы и выдавать подушевое финансирование на учеников – это примерно 15,5 млрд тенге за весь предполагаемый срок действия ГЧП-схемы.

Участие Сбербанка в договоре обусловлено тем, что российский банк профинансировал вклад BI Group заемными средствами на сумму 5,3 млрд тенге под 14% на шесть лет, где 8% или 1,2 млрд финансовому институту просубсидирует госфонд «Даму». Таким образом, собственные вложения BI в качестве частного партнера в проекте минимальны, хотя наверняка дочерний генподрядчик BI Global смог заработать прибыль на строительстве школы. Скорей всего, в основном BI Group понесло реальные затраты на проектирование, но в целом номинальное использование холдингом собственных средств де-факто, судя по документации, не превышает 450 млн тенге, которые очевидно являются возвратными в финансовом возмещении проекта.

В то время как государство фактически напрямую затратит на строительство школы через со-финансирование и дотации «Даму» в совокупности 3,5 млрд тенге. Притом, что в течение проектного периода из бюджета запланировано выплатить 7 млрд тенге компенсации инвестзатрат и платежей за доступность из местного бюджета, а часть образовательного госзаказа из республиканского бюджета пойдет на покрытие инвестсоставляющей в течение 5,5 лет.

Если смотреть на доходность эксплуатации школы, то BI прогнозирует убыток в 63,5 млн тенге в этом году и небольшой диапазон по годовой прибыльности в 2023-2026 годы в 54-140 млн тенге на уровне 2-4% рентабельности, которая, впрочем, неожиданно вырастет до 16% или 953 млн тенге в 2027 году, в основном за счет сокращения амортизационных отчислений и окончательного погашения кредита от Сбербанка. Экстраполируя эту модель на несколько школ Binom, построенных в столице в рамках ГЧП, нельзя сказать, что они будут приносить бешеные доходы в первую пятилетку, которые, впрочем, за несколько лет с лихвой отобьют все минимальные вложения BI Group в проект, однако плоды деятельности в последний год контракта могут оказаться крупными.

К слову, в развитых странах при строительстве и последующей эксплуатации школ в рамках ГЧП вначале объявляется тендер на реализацию проекта, в основном в два этапа. Какого-либо государственного со-финансирования в таких проектах на Западе обычно не предполагается, и частный партнер вкладывает либо собственные средства или же прибегает к заимствованию у банков или на рынках капитала, где процентная ставка не субсидируется государством. При этом срок частной эксплуатации возведенного объекта может растягиваться до 15-20 лет, то есть возмещение инвестзатрат и осуществление выплаты за доступность более растянуты по времени, нежели в случае с Binom, где сроки ГЧП-партнерства крайне минимальны и обеспечивают BI Group быстрое погашение и возвратность затрат, которые компания почти не понесла, а, возможно, даже заработала на них через своего генподрядчика BI Global.

А был ли конкурс?

К слову, в базе данных на сайте центра ГЧП указывается, что четыре школы к постройке Binom Education были выбраны через двухэтапный конкурс ГЧП. Договоры по четырем из них - на пересечении улиц Е28-Е38 (в районе ЖК Nova City), Е20-Е33-Е17 (в районе Жагалау), Бухар Жырау-№ 38 (в районе комплекса Capital Park), Байтурсынова-А78-А92-А56 (район вокзала «Нурлы Жол»), были заключены в апреле 2021 года, и сейчас они в эксплуатации. Еще две – на пересечении Е51-Е69-Е70 по контракту от 16 августа 2021 года и на пересечении Рыскулова-Кайсенова по соглашению от 15 декабря 2021 года находятся в процессе создания. При этом на сайте столичного управления по строительству в июне 2021 года была размещена информация о заключении договоров по первым четырем школьным проектам, а по остальным двум сообщений нет.

Между тем, в разделе объявлений центра в 2020 году было размещено два объявления о ГЧП-проектах строительства школ в столице. Первое из них, опубликованное в апреле, приглашало к участию в двухэтапном конкурсе по ГЧП-проекту по строительству шести школ по две тысячи мест каждая в Нур-Султане, где четыре школьных здания в едином лоте должны были располагаться на пересечениях улиц 28-38 (ЖК «Nova City»), Байтурсынова-А78-А92-А56 (вокзал «Нурлы Жол»), Сатпаева-Д.21-Д.23 (ТРЦ «Astana Mall»), ул Е-51 (южнее ЖК «Зам-Зам»). Остальные два лота по одной школе в рамках этого объявленного тендера предполагалось построить на участках ул. Рыскулова (ЖК «Венский квартал») и пересечении улиц 37-26 (комплекс кварталов «Capital Park»).

Второе извещение от 15 мая 2020 года о двухэтапном конкурсе по строительству четырех школ с периодом эксплуатации от трех лет на две тысячи мест в столице в едином лоте на пересечении улиц Исатай батыра-Наурызбай батыра, вышеупомянутом перекрестке Е17-Е20-Е33 (район Жагалау), улицах Тулебаева-Бурабай, улице Шугыла. Каких-либо других объявлений в 2020-2021 годах о двухэтапном конкурсе по строительству и эксплуатации школ в рамках ГЧП-проекта в столице на сайте специализированного центра или столичного акимата не было найдено. Получается, что Binom Education выбрало варианты к постройке из двух объявленных акиматом конкурсов.

Согласно презентации, представленной столичному маслихату по ГЧП-проекту строительства четырех школ, Binom Education получило допуск к конкурсу в июне 2020 года в качестве единственного участника, что дало ей право на разработку ТЭО и ПСД проекта за счет собственных средств. К середине октября была разработана конкурсная документация с расчетом затрат и учетом мнений всех сторон, которая была передана в МОН для отраслевого заключения. Затем документация получила предварительное согласование бюджетной комиссии на будущее госфинансирование в начале 2021 года, после чего, находясь на втором этапе условного конкурса, была подана конкурсная заявка. Госэкспертиза подтвердила ПСД, утвердив таким образом смету строительства будущих школ, в результате чего была скорректирована финансово-экономическая модель проекта. После повторного экономического заключения гособязательства по проекту были окончательно подтверждены акиматом, в итоге был заключен договор на строительство четырех школ в апреле прошлого года.   

По расчетам, представленным в презентации, общая стоимость четырех школ в рамках ГЧП составила 31 млрд тенге, где 30,5 млрд ушло на проектирование и строительство, а 604 млн на покрытие сопутствующих банковских услуг. 58,9% или 18,3 млрд тенге из них возмещаются за счет столичного бюджета через со-финансирование и компенсацию инвестзатрат, а остальные 12,7 млрд или 41,1% из республиканского бюджета по формуле образовательного госзаказа. В целом же, на реализацию всего ГЧП-проекта строительства и эксплуатации четырех школ Binom Education в течение 5,5 лет государством выделяется 99,5 млрд тенге. Из них 62,2 млрд финансируется из республиканского бюджета через образовательный госзаказ, а 37,4 млрд из местной казны путем софинансирования, компенсации инвестзатрат, платы за доступность в виде обеспечения всеобуча и питания учеников, а также покрытия инвестиционных и операционных составляющих проекта.

Учитывая, что вскоре в столичном семействе Binom Education прибавится еще две ГЧП-школы, доля общего финансирования местного бюджета шести школ в совокупности может превысить 55 млрд тенге. Если грубо разделить их на пять лет, то получится, что нагрузка на местную казну будет составлять примерно 10 млрд тенге в год на их содержание, что уже немало для столичного бюджета, который в 2022 году был уточнен в объеме 665 млрд тенге. Судя по информации ГЧП-центра, в столице готовятся строить еще одну школу на 1,2 тыс. мест по схемам государственно-частного партнерства. Так что нагрузка на столичный и республиканский бюджеты со стороны таких ГЧП-школ будет только расти, представляя собой госдолг перед частным партнером, за которые будут расплачиваться налогоплательщики.

Напомним, в январе глава государства подчеркнул, что в Казахстане необходима перезагрузка государственно-частного партнерства. По словам Касым-Жомарта Токаева, инструмент стал использоваться для обхода процедур госзакупок, и, по сути, все предпринимательские риски перекладываются на бюджет, а частным партнерам необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Глава государства добавил, что обязанности, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством, поручив правительству выстроить новые современные подходы ГЧП.

Безусловно, ГЧП-школы Binom Education немного разгрузят систему среднего образования в Нур-Султане на ближайшие годы. Однако лучше строить школы в столице в рамках обычных конкурентных госзакупок, нежели по финансовой схеме государственно-частного партнерства, где государство оплачивает буквально все в многократном размере, пусть и в течение нескольких лет с учетом инфляции, а бизнес на деле ничем не вкладывается и только качает прибыль.