Резиденцию президента в Алматы разбирают уже четвёртый месяц, работа идёт без особой спешки – объект пока не получил заключения экспертов, не готова и проектно-сметная документация. Нет и конкретного решения – сносить здание или восстанавливать.
В результате уже апрель, а в самом центре Алматы - мусор, гарь, прогоревшие стены, расплавленные балки. Власти настаивают на сносе памятника назарбаевской истории - резиденции президента, а горожане считают это решение нерациональным. Подлила масла в огонь и информация о сносе сгоревшего здания за 6 млрд казенных тенге.
Корреспондент Ulysmedia.kz отправился на пожарище, чтобы понять, действительно ли резиденцию надо сносить или она всё-таки подлежит реанимации.
Площадь, на которой и расположено некогда помпезное здание для высоких приёмов, занимает площадь в 24 тыс. кв. метров. Директор резиденции объясняет, что потрясшая алматинцев сумма в 6,1 млрд тенге – только предварительный расчёт проектной организации. По словам Ермека Дуйсенбинова, ПСД ещё нет. После того, как её составят, она ещё пройдёт строгую государственную экспертизу.
“6 млрд – это цифра образовалась в результате укрупнённого сметного расчета. Данные цифры еще будут уточняться”, – успокоил Дуйсембинов.
Также он объяснил, что деньги нужны не только на снос резиденции, но и на капитальный ремонт инженерного корпуса. Его площадь – 3900 кв метров. На демонтаж уйдёт 3 млрд тенге, оставшуюся сумму направят на восстановление инженерных сетей, реконструкцию и рекультивацию территории.
Ломать – не строить, а может быть всё-таки здание стоит сохранить? Специалисты утверждают, что оно настолько прокоптилось, что от запаха гари избавиться будет дороже сноса – придётся убрать весь бетон.
“Такое решение было бы невозможным, так есть отдельные элементы конструкции, которые признаны аварийными. Некоторые под воздействием температуры просто лопнули, а балки расплавились”, – заверяет директор.
В Алматы привыкли к точечным застройкам, когда новые ЖК строят во дворах старых. Но к непростому зданию, видимо, и подходы должны быть соответствующие. Поэтому здесь особое внимание уделяется экологическому законодательству. Как говорит Дуйсембинов, при сносе должны быть соблюдены все его нормы и регламенты.
“Поскольку здание находится в центре города, в непосредственной близости от ЖК, разрабатывается методика, которая учтёт все тонкости и нюансы, и не навредит окружающей среде”, – говорит Дуйсенбинов.
По его версии, на восстановление потребовалось бы куда больше денег, чем на его снос. Затратить пришлось бы не менее 30 млрд тенге. Работы по сносу еще не начались, сейчас всё только на предварительном этапе.
“Мы начинаем с кровли, затем два технических этажа и идем вниз. Это технологически очень сложная процедура. Сейчас проектная организация отрабатывает эти вопросы, готовит проект производства работ. Это тоже требует времени и усилия специалистов”, – объяснил директор.
Сейчас на территории трудятся 170 человек. Планируют привлечь ещё столько же. Рабочий день начинается в 07:00, заканчивается в 20:00. Администрация на пожарище планирует и заработать – решено продать металлолом на переработку.
Проект сноса и реконструкции будет готов 31 мая. Затем по закону 45 рабочих дней отводится на госэкспертизу. Только после этого заключения и можно будет приступать к глобальной реконструкции. Можно предположить, что парк начнут разбивать только осенью.
Из директоров резиденции в садовники
В непростой ситуации оказался и директор алматинского филиала дирекции административных зданий администрации президента и правительства. Алматы гудит от недовольства по поводу чрезмерных трат на новый парк, общественность вопросы неудобные задаёт, а для Ермека Дуйсенбинова как раз 6 млрд тенге – сумма совсем не сногсшибательная. Ведь раньше он был гендиректором Консорциума ISKER и ISKER Казстройсервис в Атырау. Эти многопрофильные компании, которые принадлежат Балгимбаевым и Тимуру Кулибаеву, занимаются гражданским и промышленным строительством, проектированием и портовыми операциями, обслуживают Chevron, Shell, ExxonMobil, British Gas и «КазМунайГаз». То есть на предыдущей работе Дуйсембинов бюджет в 6 млрд тенге наверняка счёл бы копеечным.
Есть в этой истории с президентской недвижимостью ещё один любопытный момент. Про её судьбу ещё ни слова не сказал городской голова Ерболат Досаев.
Возможно, его мнение не совпадает с тем, что озвучивается. А, может быть, он знает, что 6 миллиардов не хватит. А что, если ему уже поступили предложения о строительстве на этом месте какого-нибудь ЖК или отеля? Заключение государственной экспертизы будет готово к середине июля – вот тогда, скорее всего, городской аким и обнародует свою точку зрения.