×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Скандал: В Мангистауской области суд заморозил 13 тысяч тонн нефтепродуктов

19.04.2022, 13:53
Скандал: В Мангистауской области суд заморозил 13 тысяч тонн нефтепродуктов
rbc.ru

В Верховном суде в очередной раз рассмотрят спор между ТОО «БатысНефтеТрэйд» и ТОО «Terminalex», передает Ulysmedia.kz.

В 2017 году компании заключили договор о комплексном оказании услуг перевалки. ТОО «БатысНефтеТрэйд» должно было каждые два месяца поставлять Terminalex определенный объем нефтепродуктов, которые то накапливает и в последующем транспортирует по назначению. Но в 2018 году в рамках досудебного расследования по делу о незаконном обороте нефтепродуктов, фигурантами которого оказались обе стороны, Служба экономических расследований Мангистауской области опечатала резервуары Terminalex, где находились нефтепродукты БатысНефтеТрэйд в количестве более 13 тысяч тонн.

После прекращения досудебного расследования в связи с отсутствием состава преступления собственник нефтепродуктов решил забрать свое имущество, но получил отказ и вынужден был обратиться в специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области, который в мае 2019 года постановил вернуть груз его хозяину, во встречном иске Terminalex о взыскании штрафа за необеспечение гарантированного объема услуг суд отказал. 

Terminalex в октябре того же года подал иск о взыскании с «БатысНефтеТрэйд» долга за сверхнормативное хранение груза, в рамках которого судья Гаухар Метеркулова наложила арест на нефтепродукты.

В ходе судебного разбирательства в декабре 2019 года суду были представлены достаточные доказательства незаконности предъявленного долга. В материалах дела имеется письмо Terminalex, в котором он сообщает о полном приостановлении всех услуг и работ по договору после того, как были опечатаны резервуары на территории нефтеналивного терминала. Более того, «БатысНефтеТрэйд» неоднократно обращался к своему экс-партнеру с просьбой о возобновлении услуг, но получал отказ. 

Тем не менее, судья Метеркулова вынесла решение о взыскании с «БатысНефтеТрэйд» в пользу Terminalex долга в размере 900 млн тенге. В мае 2020 года она по ходатайству Terminalex и частного судисполнителя Серика Аханова вынесла определение об изменении способа и порядка исполнения решения суда и обратила взыскание на груз взамен выплаты долга. К тому времени рыночная стоимость груза составляла более 1,3 млрд тенге. Но судья Метеркулова обратила взыскание на имущество по стоимости в 621 млн тенге. «БатысНефтеТрэйд» подал иск о признании отчета об оценке недействительным. Однако суд № 2 Актау отказал в удовлетворении иска.

БатысНефтеТрэйд» попытался обжаловать решение суда, но Мангистауский областной суд отказал в удовлетворении жалобы. Экспертный совет палаты оценщиков признал отчет об оценке имущества недостоверным. 

В мае 2020 года судисполнитель Аханов вынес постановление, согласно которому передал весь груз в пользу Terminalex. После этого компания в спешном порядке реализовала груз своей аффилированной компании ТОО «Oil Stream».

«БатысНефтеТрэйд» оспорил передачу своего имущества в суде № 2 города Актау. И в июне 2020 года суд признал незаконной передачу имущества.

Однако в ноябре 2020 года судья Метеркулова вынесла определение об исправлении описки и указала, что все имущество подлежит передаче исключительно Terminalex. Многочисленные попытки «БатысНефтеТрэйд» по обжалованию этого решения в Мангистауском областном суде не увенчались успехом. 

В июне 2021 года председатель Верхвоного суда Жакип Асанов внес представление о пересмотре в кассационном порядке решения специализированного суда Мангистауской области и постановления Мангистауского областного суда,. А уже в июле того же года коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение и постановление Мангистауских судов, и дело было направлено на новое рассмотрение.

13 октября 2021 года Мангистауский областной суд вынес постановление, в котором отказал Terminalex в удовлетворении иска о взыскании с экс-партнера оплаты долга. Судебная коллегия установила, что БатысНефтеТрэйд пытался исполнить зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательств по договору. Для этого компания направляла Terminalex письма о транспортировке груза, которые не были исполнены.

Terminalex не имел возможности продолжить перевалку груза в оспариваемый период, так как в отношении него также было возбуждено уголовное дело и опечатаны все его резервуары. Коллегия посчитала, что исполнение обязательств по договору стало невозможным вследствие обстоятельств, за которое ни одна сторона не отвечает. В этой связи ни одна из сторон не вправе требовать исполнения договора.

Однако позже в Верховный суд обратился Terminalex. В своем ходатайстве представитель компании заявил, что Мангистауский областной суд нарушил их права и законные интересы и потребовал пересмотра постановления Мангистауского областного суда.

8 ноября 2021 года судья Верховного суда Ералиева вынесла постановление о передаче ходатайства и дела в судебную коллегию Верховного суда для «нового» рассмотрения.

Более пяти месяцев стороны ждут рассмотрения дела в Верховном суде.

С ТОО «Terminalex» связан через АО «Казкор-Транссервис» Марат Абыкаев, сын ближайшего соратника первого президента. Данная финансово-промышленная группа cвязана с такими компаниями как ТОО «Oil Stream», которая в этом году взыскала с КТЖ 1,9 млрд тенге в связи с отказом последнего перевозить груз по железной дороге. 

АО «Казкор-Транссервис» является субъектом естественных монополий по предоставлению подъездного пути для проезда подвижного состава в условиях, когда нет других конкурентных путей проезда. На днях Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по Мангистауской области вынес уведомление в адрес регионального департамента Комитета по регулированию естественных монополий об устранении нарушений конкурентного законодательства по результатам анализа работы АО «Каскор-Транссервис». Установлены факты предоставления «Каскор-Транссервисом» потребителям неравных условий на равнозначные услуги, самостоятельного установления цен на тарифы услуг, в то время как по закону требуется согласование с уполномоченным госорганом.