Кадры пожара из павлодарской школы № 28 как в фильмах о катастрофах. И всё это случилось, когда начинался первый урок, и в классах было много детей. Учителям удалось эвакуировать ребят на улицу, но одному педагогу и ученице 8 класса потребовалась помощь медиков. Языки пламени на глазах охватили больше тысячи квадратных метров. Очевидцы говорят, что не слышали пожарной тревоги, а дети успели вытащить свои вещи. Во всех деталях ЧП разбираются соответствующие госорганы. Корреспондент Ulysmedia.kz решил выяснить, как произошло, то, что не могло произойти. Никогда.
Всем было страшно
За неполную неделю в Павлодаре случилось сразу два крупных пожара. Загорелись только что отремонтированные школы. 15 апреля полыхнуло в школе № 1, сегодня – в 28-й. В конце прошлого года спасали СОШ № 7. Там пожар случился ещё во время ремонта, его удалось быстро потушить.
Сегодня родители в панике рассказывали, что больше всего боялись за детей, но делиться своими переживаниями на камеру, а тем более называть имена, отказались наотрез. Объясняют, что не хотят преследований и репрессий.
Мне позвонили в 08.20, я, конечно, перепугалась и сразу отправилась на место - увидела, как полыхает крыша и валит густой, чёрный дым. Ничего подобного раньше не видела, только по телевизору. Если мне было очень страшно, представляете, что испытали дети? Мой ребенок и его одноклассники ничего не успели с собой взять, хотя на улице сегодня холодно. Куртка, ранец, все школьные принадлежности остались внутри, - на условиях анонимности рассказала мама одной из учениц.
Пожар начался в лаборатории кабинета физики, на уроке девятого класса. Позже ребята выложили видео самых первых минут возгорания.
Спасатели тоже поделились своей версией: учитель включила компьютер, принтер и интерактивную доску. В это время, произошло «выбивание», она вышла в коридор осмотреть автомат. Увидела, что он выключен, включила и началось задымление. Школьники, учащиеся 9 «б» класса в помещение лаборатории не заходили, они не имели физической возможности. Дети подходили к огнетушителю, но не смогли тушить, - проинформировал на экстренном брифинге заместитель начальника городского управления по чрезвычайным ситуациям Тлекжан Галямов.
По его словам, ликвидировать очаг самостоятельно с помощью огнетушителя попытался учитель физкультуры. Но смесь быстро закончился, он побежал за другим, но пожар быстро распространился. В лаборатории спасатели обнаружили два электрических удлинителя, один из которых со следами повреждений. 26-летний физрук сейчас основной свидетель произошедшего. Учитель физики и одна из школьниц - в больнице.
Сегодня наши специалисты посетили коллегу в больнице. У нее отравление угарным газом. Позже, уже вечером в больницу также обратилась ученица 8 класса этой же школы. Она тоже получила отравление. Информации о том, что ещё кто-то пострадал, - у нас нет. По крайней мере, к нам официально такие данные не поступали, - сообщила по телефону корреспонденту Ulysmedia.kz руководитель городского отдела образования Самал Айтказина.
Как проинформировали в пресс-службе ДЧС, общая площадь пожара — 1222 кв метра, тушили его 70 спасателей с помощью 13 единиц техники. В школу выезжали медики, полиция и аким области Абылкаир Скаков..
Впрочем, о масштабных разборках после второго за неделю ЧП в школах Павлодара заявил и министр образования.
Когда закон бессилен
Экс-депутат мажилиса и сената Владимир Бобров, который сегодня руководит заводом по производству кабельно-проводниковой продукции, был в числе специалистов, кто инициировал и участвовал в разработке нового закона «О техническом регулировании». Документ официально приняли в Казахстане 30 декабря 2020 года. Де-юре — закон должен был помочь ужесточить требования и наладить контроль за используемыми материалами в строительстве. Но, говорит Бобров, пожар в школе доказывает, что закон не работает.
Причина в примерно 70 процентов пожаров — это неисправность электрооборудования. И как правило, горят новые сооружения, или здания после капремонтов. Я как специалист, анализирую происходящее, четко знаю и понимаю, в чём может быть корень зла.
С 2012 года в России, и у нас в Казахстане производится очень много кабеля, который не выдерживает напряжение. Я не знаю ни одного государственного органа, который бы мог проверить эту продукцию на соответствие требованиям техрегламента. И это огромная проблема, - поделился своими наблюдениями Владимир Бобров.
Он утверждает, что новый закон «О техническом регулировании» не работает.
Комитет техрегулирования не может купить кабель и провода, и проверить. Более того, он не имеет право прийти на объект, взять образцы, чтобы сказать, можно его использовать, или нет.
Пожары с гибелью людей из-за этого - это уже вопрос национальной безопасности, утверждает бывший парламентарий.
Я называю это «бизнес на крови». Никто и ничего не проверяет. Я, например, и пусть не обижаются строители, никогда не куплю квартиру в новых ЖК. Посмотрите, они в большинстве сдаются в черновой отделке. Потом каждый сам всё делает, и проводку бежит и покупает на базаре, а там давно нет качественного кабеля и проводов. Гарантия должна быть на 30 лет, а они сгорают через 3-4 года, - говорит Бобров.
У председателя павлодарского общества прав потребителей «САВАР» Юрия Страхова тоже есть своя версия произошедшего.
Подрядчик нанимает субподрядчика, а тот, в конечном итоге, использует самый дешевый материал. Поэтому многие объекты строятся с проблемами и недоделками. И тендеры, в сторону понижения стоимости, и выбора самого, так сказать, экономного варианта, и целая куча каких-то частных контор, которые выдают якобы независимые заключения, - везде могут присутствовать коррупционные составляющие.
Почему загорелись павлодарские школы после ремонта, сыграло или нет роль качество материалов, которые использовали строители, мы узнаем после завершения расследования. В ДЧС пообещали, что по всем фактам будут проведены экспертизы.
Автор: Салауат Темирболат-улы