×
510.18
601.91
6.51
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
510.18
601.91
6.51

Мангистау forever, или Как «местный» аким Килыбай строит дорожную карту будущего

Сегодня, 10:22
Мангистау forever, или Как «местный» аким Килыбай строит дорожную карту будущего
Коллаж Ulysmedia

Есть на карте Казахстана земля-парадокс. Край, чьи недра кормят республиканский бюджет, но где десятилетиями нельзя было напиться воды из-под крана. Регион, где рождаются нефтяные миллионы, а теплосети зимой рвутся, словно пересохшие сосуды. Западные ворота, стратегический форпост и точка хронической боли, о которой говорили годами, но которая, казалось, стала частью пейзажа - как соленый ветер с Каспия.

В апреле этого года президент Касым-Жомарт Токаев в Актау, без обиняков озвучил этот давний диагноз: системные недостатки, износ инфраструктуры, мучительный дефицит воды, зависимость от одной отрасли. Слова прозвучали как жесткое напоминание о проблемах, хронически переходящих от одного областного акима к другому.

И вот спустя восемь месяцев, в конце декабря, в Службе центральных коммуникаций отчитался Нурдаулет Килыбай - не приезжий назначенец, а уроженец здешних мест. Какие изменения стоят за сухими цифрами его отчета, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР

Едва закончилась официальная часть и модератор объявила о сессии вопросов – ответов, стало ясно, что это не будет гладкий пиар-ход. Журналисты сразу взяли быка за рога, спросив о судьбе Жанаозена - города, выросшего на нефти, - на фоне разговоров об иссякающих запасах. Вместо уклончивой риторики Килыбай ответил с честностью инженера, вскрывающего сложный механизм. 

  - Вопрос на самом деле очень актуальный, - сказал он. 

  - Но проблема же в другом — в будущем нужна ли будет эта нефть в таком количестве? Сейчас зеленый водород, на электричество переходят все. 

Эта фраза стала ключевой. Она означала смену парадигмы: будущее - не за тотальной нефтедобычей, а за умением жить в новых реалиях. И главная задача сегодня - готовить к этому будущему людей. 

  - Сейчас нам нужно обучать молодежь не на нефтяников, а уже на профессии будущего, чем мы и занимаемся, - резюмировал он. 

Та же прямая, без купюр, откровенность звучала и в ответах на вопросы об экологии. Недавний инцидент с выбросами в Актау не замяли - его публично расследовали, а материалы передали в прокуратуру. Килыбай не скрывает проблем, он их легитимизирует, превращая из темы для шепота в повестку для системной работы. 

ВОДНЫЙ ФРОНТ

Если искать символ всех застарелых мангистауских проблем, то это, конечно, вода. Ее дефицит, достигающий летом драматических масштабов, был постоянным фоном жизни, о чем президент Токаев говорил жестко и подробно, давая поручения. 

И вот теперь на брифинге в СЦК прозвучала почти немыслимая новость: острого дефицита в 2025 году не было. Как это возможно? Ответ кроется в титанической, невидимой глазу обывателя работе. Пока все говорили о проблеме, в Актау достраивали вторую очередь гигантского опреснительного завода «Каспий», увеличив его мощность с 20 до 40 тысяч кубометров воды в сутки - словно в тело региона вживили второе, мощное, сердце. Параллельно, точечно, вступали в строй установки на МАЭК, в Кендерли, Форт-Шевченко, Курыке. Это не косметический ремонт, а полноценное инженерное наступление, спланированное на годы вперёд. До 2028 года в регионе реализуют три масштабных проекта на 114 миллиардов тенге, чтобы вывести суточную мощность «Каспия» на фантастические 100 тысяч кубометров. Война с жаждой, которую десятилетия проигрывали, теперь обрела четкие карты, снаряды и сроки победы. 

ЭКОНОМИКА ПО-НОВОМУ

Стратегия Килыбая основывается на простом принципе: нельзя вечно класть все яйца в одну, пусть и «золотую», нефтяную корзину. Макроэкономические цифры за 11 месяцев 2025 года показывают, что диверсификация - это не красивый лозунг, а реальный, осязаемый процесс. Да, нефтедобыча с ее 2,4 триллионами тенге остается гигантом, но темп роста идет уже от других мускулов экономики. 

  - Основные направления развития области - обрабатывающая промышленность, туризм, транспорт и логистика, малый и средний бизнес, а также рыбное хозяйство, - четко обозначил приоритеты аким. 

И эта формула начинает работать, что доказывают озвученные акимом области показатели. Строительный сектор вырос на 107,7 % - в регионе не просто возводят дома, а приводят в порядок транспортную артерию, ремонтируя 491 километр дорог, доведя состояние 97 % местных трасс до хорошего уровня. Транспорт и логистика, подросшие на 107,5%, оживают благодаря транскаспийским маршрутам: грузопоток по ним увеличился до 2,5 миллионов тонн. Но главный индикатор доверия - это инвестиции. Три триллиона тенге за три года - вот ответ бизнеса на новые правила игры. Только в 2025-м запустили 19 проектов на 235 миллиардов, а в разработке до 2032 года ждут своей очереди 55 инициатив на сумму свыше 10 триллионов тенге. 

ЛОСОСЬ В КАСПИИ И ТУРИСТЫ В БОЗЖЫРЕ

Особый акцент аким делает на создание новых, неожиданных для степного края, «точек роста». Например, в рыбном хозяйстве, о котором он говорит с особым вниманием:

  - В Актау, в акватории Каспийского моря, реализуется масштабный проект, направленный на выращивание морского лосося.

Это первый в Центральной Азии проект аквакультуры такого масштаба, способный давать до 5 тысяч тонн ценной рыбы в год. Одновременно на суше развивается верблюдоводство - почти стотысячное поголовье «кораблей пустыни» становится основой не для экзотики, а для глубокой переработки уникального молока. Это уже не сырьевой придаток, а высокотехнологичный агробизнес, вырастающий посреди песков. 

Килыбай понимает, что уникальность Мангистау - не только в недрах, но и в его суровом, древнем лике, в бирюзовой глади Каспия. И этот лик постепенно становится новым, мощным капиталом. 

  - Согласно статистическим данным, за 9 месяцев 2025 года регион посетили более 350 тысяч туристов… По приему иностранных туристов Мангистауская область заняла третье место в республике, — с гордостью отметил аким. 

Этот успех - не случайность, а плод планомерной работы: открытие современных отелей, запуск визит-центра в сюрреалистичном урочище Бозжыра, модернизация вокзалов. Семнадцать туристических проектов на 198 миллиардов тенге до 2029 года - вот что на самом деле значит ставка на индустрию гостеприимства. 

ЦЕНА ВОДЕ И СЛОВУ

А рядом крепнет вторая ипостась «западных ворот» — логистическая. Проект мультимодального хаба с турецкими инвесторами, углубление дна порта Курык, новые паромы - все это шаги к амбициозной, но уже не кажущейся фантастикой цели: увеличить пропускную способность портов региона до 60 миллионов тонн к 2030 году.

 «Актау - западные ворота Казахстана» - для акима-земляка это не метафора из презентации, а конкретное техническое задание, которое день за днем превращается в реальность. В истории Мангистау было много громких программ развития, которые со временем растворялись в песках, разбиваясь о суровую реальность, непонимание локального контекста и недостаток точечного контроля. Нурдаулет Килыбай, пришедший во власть не из паркетных столичных коридоров, а из цехов, станций и знакомых с детства улиц, предлагает действовать по-другому. У него подход управленца-инженера, который видит родной регион как сложный, изношенный, но бесконечно дорогой механизм. Механизм, где нельзя бесконечно подкручивать одну сверхприбыльную гайку - нефть, - пока ржавеют другие, от которых зависит повседневная жизнь людей: вода, тепло, дороги, воздух. Его сила - в этом двойном зрении. Как финансист и инженер он читает сухие столбцы цифр ВРП и календарные графики ввода мощностей. Как уроженец Бейнеу он знает, что значит ждать водовозку в летний зной или видеть, как талантливая молодежь уезжает, потому что кроме вахты на скважине другой работы нет. Поэтому основа его стратегии - не разрыв с прошлым, а постепенная точечная сборка будущего. Будущего, где вода течет из крана, а не приезжает в цистерне, где работа есть не только у буровой вышки, но и на современной рыбной ферме, в логистическом хабе или в новом отеле, встречающем гостей со всего мира. Где «западные ворота» - это не только трубы с черным золотом, но и оживленный поток туристов, грузов, технологий и идей. Это тихая, системная, лишенная громких слоганов работа. Работа с конкретными цифрами, жесткими сроками и, что, возможно, самое важное, - с глубинным пониманием, откуда растут корни старых проблем. 

И, кажется, именно такой аким - свой, знающий истинную цену и воде, и слову, и данному обещанию, - был нужен Мангистау, чтобы наконец-то начать по-настоящему открывать свои «ворота» не для отчетных реляций, а для новой жизни. 

О том, что в Мангистау главную ставку делают не на нефть, а на людей, Нурдаулет Килыбай рассказывал летом в эксклюзивном интервью Ulysmedia.kz.

Новости партнеров