×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Горы не для альпинистов, или как акимат Алматы ветеранов спорта обидел

Горы не для альпинистов, или как акимат Алматы ветеранов спорта обидел
Дорога на гляциологическую станцию Т1

Городские власти Алматы снова отличились. На этот раз жертвами чрезмерного рвения чиновников стали альпинисты, а также жители и работники урочища Туюк Су. А именно, их «неэкологичные» автомобили перестали пускать на дорогу Медео-Шымбулак, и, соответственно, выше по Малоалматинскому ущелью. Как теперь тренироваться, обучать, а главное, спасать? Чем грозит столь радикальное решение, выясняла корреспондент Ulysmedia.kz.

Нас не пускают домой

Как известно, несколько лет назад дорогу Медео-Шымбулак сделали доступной только для электромобилей, так как машины с двигателем внутреннего сгорания загрязняют природу. Теперь от Медео до Шымбулака и выше можно добраться на маршрутке, электротакси, пешком или на собственном электромобиле, который непременно должен быть зарегистрирован в базе данных. Казалось бы, вариантов хватает. Но вот загвоздка: выше Шымбулака – к альплагерю Туюк Су, метеостанции Мынжылки, гляциоологической станции Т1 – на электромобиле не доедешь, потому что дорога убитая.

Метеостанция Мынжылки
Метеостанция Мынжылки
Гляциологическая станция Т1
Гляциологическая станция Т1

Соответственно, нет маршруток, такси и даже канатки. Поэтому акимат выделил 30 пропусков – альпинистам, работникам станций, тренерам Туюк Су и, конечно, жителям ущелья – владельцам собственных домов. А в сентябре, внезапно, количество пропусков резко сократили до трех – только для альплагеря Туюк Су.

Без доступа к собственному дому осталась Зайра Садвокасовна Халитова – ветеран альпинизма и туризма, вдова известного казахстанского альпиниста Зинура Халитова.

   - В урочище Туюк Су находится мой дом, а я не могу туда попасть. Это прямое нарушение моих конституционных прав! Несколько дней назад у меня сработала сигнализация, а я не могу съездить и проверить, что там. У меня на полпути встал ремонт.

Ветераны сами за себя

Зайра Садвокасовна переживает за свой дом, но ещё больше она переживает за судьбу альпинизма и ветеранов альпинизма. Она дрожащим голосом, едва сдерживая слезы, рассказывает мне, что попасть в альплагерь Туюк Су теперь не может даже Ерванд Ильинский – заслуженный тренер по альпинизму и известный казахстанский альпинист. Именно он воспитал нашу сборную команду, которая первой в мире покорила все 14 восьмитысячников планеты. Ерванду Тихоновичу сейчас 83 года, и пройти эти 3-5 км от Шымбулака до альплагеря для него совсем непросто. А кому, как не ему, делиться опытом с новым поколением альпинистов?

   - Как мне ему это объяснить? «Ерванд Тихонович, вы не заслужили права попасть в урочище»?! Это ужас какой-то, - со слезами говорит Зайра Садвокасовна, и просит прощения за эмоции.

Зайра Халитова вместе с ещё несколькими активистами уже 30 лет организовывает День памяти казахстанских альпинистов, который проходит каждый год в первую субботу октября на Мемориале погибших альпинистов. А Мемориал-то стоит как раз по дороге выше Шымбулака.

Мемориал погибшим альпинистам
Мемориал погибшим альпинистам

  - Раньше я заказывала два автобуса для ветеранов до Шымбулака, а оттуда их на машинах забирали наши альпинисты. А теперь как? Сами они не дойдут. Все вокруг твердят «забота о ветеранах, забота о пожилых», но на деле мы сами друг о друге заботимся.

Наши ветераны альпинизма, пенсионеры, несмотря на преклонный возраст ходят в горы. И они знают, что в доме Зайры Халитовой всегда могут получить приют. Её домик даже называют между собой «Дом ветеранов» или в шутку «Дом престарелых». Для тех, кто всю жизнь провел в горах, горы – это образ жизни, и лишать их этого попросту жестоко.

Без спасателей, тренеров и… альпинизма

Ещё одна часть последствий нового решения акимата – это фактически остановившаяся жизнь сразу в трёх важных объектах урочища Туюк Су: альплагеря, метеостанции Мынжылки и гляциологической станции Т1. И если от последних двух громких возмущений не слышно – то ли им уже дали пропуска, то ли они надеются решить вопрос без огласки, то альпинисты вовсю бьют тревогу.

Главный методист Школы альпинизма города Алматы Ада Молгачева рассказала, что раньше у Федерации альпинизма было 13 пропусков – тренеры, инструкторы, плюс два военных инструктора и несколько ветеранов, а теперь нет ни одного. Три пропуска были выданы лишь альплагерю Туюк Су как юридическому лицу. Но в альплагере останавливается до 400 человек, поток большой, а пропусков катастрофически мало.

   - Мы показали сотрудникам парка Медео дорогу вплоть до Т1. Они с нами согласились, у них нет сомнений, что нам нужны эти пропуска, потому что электромобили по этой разбитой дороге в принципе не проедут. Но не они принимают решение.

Молгачева рассказала, что спасают людей в горах формально спасатели МЧС и службы спасения города Алматы. Но у первых практически нет тех, кто способен работать в высокогорье. А вторым часто нужна помощь профессиональных альпинистов: недавно девушка сломала ногу в горах, и спасателям на подмогу пришли альпинисты - потому что спустить её вчетвером они бы не смогли.

   - Если мы не сможем обучать, тренировать альпинистов, то спасатели сейчас останутся одни, а в будущем у них просто не будет подготовленных кадров. Мы ведь по сути готовим кадровый резерв для спасателей, военных, пограничников. Это либо будущие инструкторы, либо работники этих сфер. Теперь подготовка у нас под вопросом, потому что тренировочные базы останутся без поддержки. Туда ведь нужно возить оборудование, людей, питание, уголь и газ – рубить деревья в Нацпарке запрещено, да мы бы и не стали. Вдобавок, мало кто будет заниматься альпинизмом, зная, что в случае ЧП им не окажут помощь в ближайшие несколько часов, потому что проехать нельзя. Люди сделают выбор в пользу клубов, лыж, того же Капчагая – чего угодно, а Казахстан останется без альпинизма.

Нельзя с водой выплескивать ребенка

Недальновидные решения – это, похоже, кредо наших чиновников. Вспомнить хотя бы о том, как пару недель назад городские власти открыли дорогу на БАО для всех под лозунгом «Нет шлагбаумам». В итоге дикие пробки, ажиотаж - дорогу снова закрыли. А что касается Малоалматинского ущелья, там вообще спецпропуска были именно для сквозного проезда, то есть альпинистам, жителям и работникам высокогорных объектов было запрещено оставлять машину на дороге или на самом Шымбулаке – они уезжали выше, просто дорога-то одна.

Здесь же, судя по всему, мотив решения – экология. Но разве несколько автомобилей альпинистов и ветеранов разрушат экосистему? Почему чиновников больше смущают несколько машин, которые никогда не ездят полупустыми, а, не, например, мусор в урочище Туюк Су? Причем оставляют его не альпинисты - те, кто по-настоящему любит горы, никогда не оставит за собой мусор.

Мусор, собранный по дороге от альплагеря Туюк Су до Шымбулака
Мусор, собранный по дороге от альплагеря Туюк Су до Шымбулака

   - Я в принципе не против этого постановления, я за экологию всей душой, - говорит Зайра Халитова. – Но нельзя же с водой выплескивать ребенка!

Почему ретивые чиновники не устраивают субботников в Малоалматинском ущелье, не вывозят мусор? Это ведь тоже проблема экологии. Нет, проще силовыми методами пересадить всех на электромобили, включая пенсионеров-альпинистов. А то, что у них нет денег на такие машины, властей не волнует.

Зайра Халитова признается, что вообще не пользуется социальными сетями. Но за несколько дней изучила, как записать видеообращение, как его опубликовать, выяснила, что такое репост и т.п.

   - Нет худа без добра, - горько усмехается она. – Только почему-то видео всяких блогеров все смотрят и репостят, а моё видеообращение – нет.

Кстати, после публикации видеообращения Халитовой звонили из Управления экологии. Сказали, что постановление вступило в законную силу и его уже не изменишь. Вот только наша реальность такова, что переписывается даже Конституция, и неоднократно. А уж выпустить дополнение к Постановлению, исправив свою ошибку и добавив пару десятков пропусков для тех, кому они действительно необходимы – не такая уж великая проблема. Было бы желание, а его как раз и нет.