После января 2022-го у граждан затеплилась надежда, что страна «переоделась» и стала новой. Подогревали её аресты и задержания тех, кто до этого был в касте неприкосновенных, то есть имел отношение к главной семье. Со всех даже самых высоких трибун звучали обличения тех, кто и довёл Казахстан до такого состояния, когда про справедливость можно было говорить только вооружившись палкой.
Когда задержали Кудебаева, вздохнула вся Алматинская область – люди почти поверили, что власть младшего брата первого президента, как негласного «короля» области, начала рушиться. Поэтому за тем, как шли следствие и суд, все не только следили, но и спорили – посадят или будет как всегда - назарбаевским всё сойдёт с рук.
Особый генерал
О сомнениях в том, что Кудебаева будут судить справедливо и по всей строгости закона, пессимисты заговорили сразу после задержания генерала. Во-первых, на то, чтобы понять, виноват он в январских беспорядках или нет, потребовалось почти четыре месяца, да и не поднялась рука у правоохранителей на своего бывшего начальника, пока он сам не написал рапорт об увольнении из полиции. Признали его подозреваемым в деле о январских событиях только в мае.
Затем на удивление многих выяснилось, что генерала отправили не в камеру, а взяли подписку о невыезде, что уже правовой нонсенс, ибо обвинения в столь тяжких преступлениях, которые вменялись Кудебаеву, обычно автоматически влекут меру пресечения в виде ареста. В крайнем случае, ареста домашнего, который вкупе с применением следящего электронного браслета мог также стать гарантией того, что обвиняемый никуда от карающей руки правосудия не денется.
С января уже этого года Серик Кудебаев с переменным успехом просто ходил в суд, где при каждом удобном случае утверждал, что не только невиновен, но и ставил себе в заслугу то, что он не бездействовал, а не допустил в Талдыкоргане кровопролития. Кстати, о пытках, которыми Алматинскую область его подчиненные «прославили» на весь мир, много не говорили.
- Если бы я дал приказ стрелять, то как минимум 300-500 человек погибли бы. Связаться с руководством МВД я не мог, поэтому принял самостоятельное решение. В качестве приоритетов я выбрал Конституцию и интересы граждан, потому что, согласно теории права, интересы граждан главнее интересов государства и какого-то памятника Назарбаеву, - цитировали Кудебаева из зала суда СМИ.
Получилось так, как получилось
Ulysmedia.kz, в свою очередь, отмечает не только уверенность подсудимого в своей невиновности, но и в безнаказанности.
Пока шёл процесс, бывшего начальника ДП Алматинской области, видимо, ещё согревала мысль, что всё обойдётся, но, когда дело дошло до речи гособвинителя, запросившего для Кудебаева реальных 9 лет срока, тот понял, что шутки плохи – на выручку пришло состояние здоровья, впрочем, и не только оно. О том, что за время следствия оно подкачало, в суде не раз заявляли адвокаты, поэтому суд его очередную неявку на процесс не счёл как нечто неординарное – приболел генерал – осудим завтра или через неделю.
Уже сейчас можно сделать вывод, что события могли развиваться только по двум вариантам – оправдание или побег.
Мы не можем утверждать, но имеем право предполагать, что это рассматривалось ещё в самом начале следствия.
Бывшие подчинённые не понесут ответственность за то, что избрали ему такую меру пресечения – имели право. А удивляться этому – право наблюдателей. Есть вещи, которые не прописаны в законе, как обязательные, к примеру, оповещение пограничных служб о гражданине, который находится под подпиской о невыезде или под домашним арестом. Но здесь наказание нерадивому следователю будет сродни тому, что, если он пришёл бы на службу, забыв почистить зубы – могут пожурить.
То есть подписка о невыезде, открытая граница – это всё было в планах на случай риска – если вдруг прокуратура докажет, что превышение власти и полномочий было и сидеть за это придётся Кудебаеву девять лет.
К слову, адвокаты представили справку, что Кудебаев поправляет здоровье в больнице – а он в это время уже пересекал границы сопредельных государств. Но, наверное, разбираться с теми, кто выписал фиктивный документ уже не будут, как и с теми участковыми, которые должны были проверять наличие своего бывшего начальника на строго определённой территории.
Собственно, и прокуратура вынесла постановление о «приводе» Кудебаева в суд тоже с некоторым опозданием – только 30 марта. Выходит - пришли, убедились, что успел Серик Кудебаев уехать из страны, и выписали ещё одно постановление, что его теперь объявили в международный розыск и даже изменили меру пресечения – теперь бывшему генералу предписано "содержание под стражей".
Редакция Ulysmedia.kz пыталась разобраться, почему следствие к кому-то из причастных к январским событиям отнеслось придирчиво, а к другим – достаточно равнодушно. Под грифом секретно остаётся роль бывшего министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева. Известно, что к нему, на момент Кантара главному ответственному лицу за общественный порядок, интереса не проявили ни в МВД, ни в КНБ. Из кресла министра он переместился в помощники президента, а потом устроился на работу в МИД. Известно, что теперь он живёт в Ташкенте, а под его началом оказались уже знакомые ему вопросы борьбы с терроризмом.
Есть подозрение, что дело Кудебаева очень скоро канет в лету, потому что Ulysmedia.kz обнаружил ещё одну странность – на портале Верховного Суда РК, где публикуется информация обо всех судебных процессах в государстве, в т.ч. и закрытых, о процессе бывшего руководителя ДП Алматинской области нет ни одного слова.