В Казахстане обсуждаются очередные перспективы для мира во всём мире, которые могут появиться после очередного съезда лидеров мировых и традиционных религий. Обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев решил выяснить, какую роль в мировой истории сыграли декларации, принятые на этом международном религиозном форуме.
Светское государство и религиозные съезды
В очень давние времена Эзоп сочинил басню о лягушке, которая пыталась сравниться с быком. Она надувалась до тех пор, пока не лопнула. Потом эту басню пересказывали многие и она даже входила в круг обязательного детского чтения. Но так получается, что у нас её либо не читали, либо не поняли. Казахстан очень часто пытается встать на один уровень с великими державами и принять участие в разрешении многочисленных мировых проблем. Конфликт между Индией и Пакистаном – а давайте мы станем площадкой для переговоров между этими странами. Противоречия между КНР и США – приезжайте в Астану и проведите переговоры. И такие предложения сыплются как из дырявого мешка по нескольку каждый год.
Но самое странное, самое затратное и неэффективное мероприятие продолжается уже почти двадцать лет. В сентябре в Нур-Султане состоится уже VII заседание Съезда лидеров мировых и традиционных религий. На этот раз предлагается обсудить роль лидеров мировых и традиционных конфессий в социально-духовном развитии человечества в постпандемийный период. Хотя темы религиозных съездов и раньше не отличались разнообразием.
Декларация – это ещё не диалог
В феврале 2003 года состоялась международная конференция мира и согласия, на которой и было принято решение о проведении в Казахстане Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Первый состоялся в сентябре 2003-го и завершился принятием декларации. Естественно, что создавалась бюрократия в лице Секретариата, который раз в три года и готовил эти съезды. Уже ко второму - в сентябре 2006 года в столице построили Дворец мира и согласия. На этом съезде приняли документ под названием «Принципы межрелигиозного диалога», а также совместную декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп предотвращать конфликты на почве культурных и религиозных различий.
На III Съезде лидеров мировых и традиционных религий, состоявшемся в июле 2009 года, обсуждалась роль религиозных лидеров в построении мира терпимости, взаимного уважения и сотрудничества. Итогом стало внесение предложения о создании Совета религиозных лидеров для обеспечения диалога и сотрудничества с другими международными организациями, работа которого направлена на диалог культур и экономическое сотрудничество.
В мае 2012-го IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий выдвинул инициативу создания интернет-ресурса в рамках единого электронного портала G-Global, посвященного формированию и укреплению глобальной толерантности и доверия. Естественно, что традиция призывов к миру была продолжена и на V Съезде в июне 2015 года. Но истина от повторения не тускнеет. Поэтому в октябре 2018-го на VI Съезде опять говорили на тему «Религиозные лидеры – за безопасный мир». Но поскольку мир не очень-то и реагировал, было решено учредить Центр Нурсултана Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога.
Есть ли эффект от религиозного съезда
Насколько эффективна деятельность съезда? Судите сами. В течение почти двадцати лет собираются представители мировых религий и призывают к миру. В то же время продолжаются и возникают новые конфликты, которые совершенно не зацепили внимание делегатов этих съездов. Почти шесть лет войны в Сирии, 12 млн беженцев, расширяющийся круг конфликтующих сторон, в том числе Исламское государство. Ирак также остается зоной конфликта между суннитами и шиитами, боевиков различных группировок. После ухода американцев Афганистан оказался под полным контролем талибов. В Мьянме гражданское правительство Аун Сан Су Чжи жестоким образом подавило мусульманское меньшинство рохингья, а 27 тысяч человек бежали за пределы страны. Достаточно простого перечисления стран, где происходили или продолжаются кровопролитные столкновения – Ливия, Южный Судан, Нигерия, Сомали, Центральноафриканская республика…
В 2014 году в результате специальной операции российских властей произошло отторжение Крыма от Украины. В 2022-м началась открытая военная агрессия России в Украине. В Центральной Азии периодически возникают пограничные, водные, земельные конфликты с жертвами среди населения. Январь в Казахстане, события в Каракалпакстане, конфликты между Таджикистаном и Кыргызстаном – это трагические события у всех в памяти. И почва для их нового витка сохраняется.
“Дальнейшее существование, в частности, ядерного оружия подвергает выживание человечества еще большей угрозе. Хотя со времени холодной войны количество единиц ядерного оружия сократилось с более чем 60 000 до примерно 14 000, в настоящее время доступ к ядерному оружию имеют ещё больше стран, причем в то же самое время ухудшаются отношения между ядерными державами и обостряются разногласия в отношении темпов и масштабов разоружения”, - констатирует ООН.
Может ли быть у религии лидер
Но разговоры намного предпочтительнее войны, однако, за ними должны быть реальные действия. Как ни критикуют Организацию объединенных наций, называя ее «говорильней», но она, тем не менее, организует вакцинацию людей в разных точках планеты, формирует международные законы и программы помощи, за ней стоят миротворческие силы и достижения в улаживании конфликтов.
Проблемами межконфессионального диалога занимаются самые влиятельные международные организации. Достаточно напомнить доклад Генерального директора ЮНЕСКО в 2007 году о роли и месте религии в рамках программы по вопросам межконфессионального и межрелигиозного диалога и деятельности, направленной на обеспечение уважения культур и развитие диалога между ними.
Могут ли решить эти конфликты участники Съездов мировых религий? Это вряд ли. Прежде всего потому, что они не представители мировых религий. Никто из них не может заявить о том, что представляет всех мусульман или христиан, буддистов или индуистов, иудеев….
Нужно помнить, что в каждой конфессии есть сотни или тысячи течений. И по одному и тому же вопросу представители одной религии могут вынести совершенно противоположное суждение. Например, один из исламских сайтов разъясняет, что верующий вправе выбрать ту позицию, которая наиболее убедительна в плане доказательств. Например, если одно мнение подкреплено хадисом, который признаётся большинством учёных достоверным, а другое – слабым, то необходимо опираться на первый вариант.
Однако у такого подхода есть свои риски, так как не каждый мусульманин может дать оценку степени надёжности того или иного источника. Кроме того, если разные точки зрения подкрепляются доводами, которые равны между собой по статусу и достоверности, то верующий без религиозного образования не сможет выбрать из них «наиболее правильный». В данном случае следует проявлять осторожность и прибегать к мнению знающих людей. Ориентиром также может выступить соответствующее решение Совета улемов местного муфтията.
Что за миролюбием
Но отношения между религиозными деятелями и организациями осложняются не только из-за многовековых противоречий, но и вследствие неудачных высказываний.
“Посмотри, что нового привнёс Мухаммед в своем учении, и ты увидишь только зло, как, например, его призыв распространять ислам мечом”, - процитировал диалог византийского императора Имануила с персом во время визита в Германию в 2006 году Папа римский Бенедикт XVI.
Духовные лидеры мусульман самых разных стран осудили эти слова понтифика. Состоялись многотысячные демонстрации, а руководители, парламентарии исламских государств выступили с протестом против слов понтифика.
Визит Франциска I в столицу Казахстана запланирован на 13 сентября. Это не случайно. Папа римский своим участием должен поднять упавший статус Съезда мировых религий и показать, что расходы на него приносят пользу. Визит папы – всегда событие. Но только вот нужно учесть, что подобный визит уже состоялся 20 лет назад. Самих католиков в Казахстане насчитывается около 180 тысяч человек или 1,3 процента населения. От Казахстана до ближайших католических стран – Польши, Словакии и других несколько тысяч километров. Нужно помнить и о том, что по Конституции - Казахстан светское государство. Несмотря на это, государственные структуры активно вмешиваются в жизнь религиозных организаций. Власти, по мнению правозащитников, преследуют представителей нетрадиционных конфессий, в том числе применяют статьи за «разжигание религиозной розни». Кстати, разжигание разного вида розни включает в себя явно неконституционные понятия как «сословная» или «родовая». И даже это показывает карательный характер этих статей.
Государство без всяких оснований ограничило публикацию и распространение религиозной литературы, в том числе и зарегистрированных объединений. Все религиозные объединения должны предоставлять в МИОР все свои материалы, предназначенные для распространения. Всё это явное нарушение прав граждан.
Международная христианская НПО Open Doors внесла Казахстан в список World Watch List за государственный контроль над свободой выражения религиозных убеждений в стране, включая слежку, обыск во время собраний верующих и аресты. В НПО заявили, что христиане мусульманского происхождения подвергаются самому жестокому преследованию.
Государство не давало разрешения на регистрацию мусульманских объединений, не принадлежащих к ханафитскому мазхабу, и ДУМК осуществляло контроль над этим процессом. Все прочие направления ислама остались без регистрации и возможности исповедовать своё толкование религии, хотя, по сообщению религиозных лидеров, некоторые мусульманские общины продолжали богослужения неофициально, без вмешательства со стороны государства.
Многочисленные нарушения свободы совести, в том числе аресты и заключение, зафиксированы различными правозащитными организациями. На деле получается, что руководство Казахстана пытается решить проблему мира во всем мире при подавлении свободы вероисповедания в собственной стране.
На имидж денег не жалко
Съезды мировых религий не несут никакой практической пользы для верующих мира и самого Казахстана. Есть только имиджевая сторона. Но интерес мировых СМИ к этому событию близок к нулю. Исключения составляют инициированные и заказанные властями публикации.
Съезды мировых религий – весьма затратные мероприятия. Нужно помнить, что все расходы ложатся на рядовых казахстанцев.
“Учитываются все религиозные потребности в отношении питания, проживания и совершения религиозных потребностей. Все наши участники проживают в отелях высшего класса. Приезд, проживание, организация форума - расходы берет на себя принимающая сторона”, - как-то объяснила замдиректора Центра культур и религий госпожа Калилаханова.
Также она сказала, что нужно учитывать и расходы на деятельность Секретариата, Центра межконфессионального и межцивилизационного диалога, подготовку к мероприятию специально построенного здания Дворца мира и согласия.
“Затем следует многомилионный бюджет на PR самого мероприятия и его решений. Гости не всегда соглашаются приезжать в Казахстан. Нужно мотивация, а это вновь расходы”, - разъяснила Калилаханова.
Премии и медали
А ещё ко всему прочему учреждена Астанинская международная премия и почётное звание «Лауреат Астанинской международной премии за вклад в межрелигиозный диалог». Денежное вознаграждение за него устанавливается в размере, эквивалентном 20 000 долларов США. Есть и Почетная медаль Съезда мировых религий, которая вручается раз в три года трём соискателям. Тоже расходы.
Очередной съезд опять пробьёт весьма ощутимую дыру в бюджете. Кстати, ни общая сумма расходов – это большая тайна. Поэтому сколько тратят чиновники на это мероприятие неясно и проконтролировать бюджет мероприятия невозможно. А это как раз самый большой вопрос, да и как можно оценить, что после принятого съездом очередного призыва к миру уменьшилось количество террористических атак, снизился градус межрелигиозной и межэтнической напряженности или выросло на десяток процентов доверие?
Может быть лучше «прекраснодушных» и расточительных мечтаний о мире во всем мире заняться своими реальными проблемами? А их у нас столько, что подсчитать невозможно – дороги, школы, туалеты, безработица, коррупция, неэффективность государственного аппарата, некомпетентность чиновников, затратные и вредные проекты вроде ЛРТ или автопрома, запуск спутников и еще многое другое.