Казахстан опять готовится к очередному главному политическому событию – грядут очередные внеочередные выборы. Выбирать президента нужно будет уже 20 ноября. В связи с чем возникла необходимость проводить эти выборы, разбирался обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев.
Недавно по инициативе президента Касым-Жомарта Токаева в стране прошёл референдум. Граждане согласились с тем, что в конституция требует изменений и проголосовали за 50 с лишним предложений и самых разных редакций статей. Однако, прошло уже несколько месяцев, но до сих пор Конституция остаётся прежней. Парламент никак не соберётся на основе референдума утвердить её новый текст. Сам президент тоже почему-то не торопит депутатов с решением этого важнейшего вопроса. А казалось, что и одного заседания хватило бы, чтобы утвердить все поправки и закрыть эту тему. Мы проголосовали и теперь ждём, когда наш голос будет реализован.
Тогда на референдуме мы решили, что выдали президенту некий мандат доверия – действуйте, уважаемый Касым-Жомарт Кемельевич, мы вас поддерживаем. До конца срока полномочий реализуйте все ваши же новации, а потом спокойно идите на очередные выборы.
Зачем новый мандат доверия
Я, как и многие граждане поддерживаю предложение выбирать президента сразу на семь лет и на один срок. Только вот вновь вопрос. Почему во время референдума не было сказано об этом ни слова? Ведь совершенно логично тогда в бюллетени внести еще один вопрос – срок полномочий президента составляет 7 лет, а избирается одно и тоже лицо только один раз. Такое впечатление что провели референдум, внесли 54 вопроса, а потом спохватились - главное то мы забыли!
Итак, нужен мандат доверия. Чтобы было доверие, нужны выборы. А их проводят в пожарном порядке.
Почему, если нет войны, нет массовых протестов и демонстраций? К тому же правительство заверяет, что нет и серьезного экономического кризиса. Как нет и угрозы иностранного вторжения. Во всяком случае так говорят в Акорде.
О самих выборах
Выборы – это конкуренция, это возможность голосовать за реальную альтернативу. Все прекрасно понимают, что если не выбрать первого или второго президента, то Казахстан не перестанет существовать. Граждане страны вовсе не младенцы, которым заботливые власти меняют подгузники и кормят с ложечки. Во-первых, деньги власти – это бюджет, который пополняется налогами с этих самых граждан. Во-вторых, граждане Казахстана вполне могут решать все свои проблемы, в том числе и путем выборов. Бюрократы это прекрасно понимают. Поэтому запускают процесс имитации демократии и за годы «демократизации» с избирательным законодательством фактически ничего не изменилось. Можно даже сказать, что к прежним запретам добавились новые.
В связи с выборами у разных категорий населения возникли или вновь актуализировались самые разные вопросы. Для правящей бюрократии, а именно она определяет поведение президента, самым главным является ответ на возникшую несколько лет назад проблему – каким образом она будет существовать в условиях резкого сокращения ресурсной базы.
Ничего личного – только политика
Президентство Токаева совпало с резким сокращением доходов от нефтяной иглы, которые позволяли бюрократии отдавать часть средств на поддержание стабильности и решение социальных запросов населения. Но сегодня уровень запросов бюрократии остался прежним, а доходы резко упали из-за санкций, односторонней ориентации на российскую власть, которая определяет размеры экспорта нашей нефти через свой трубопровод, неэффективной экономической политики правительства, коррупции, олигополии и т. д.
Поэтому восполнение утраченных чиновниками и олигархами миллиардов началось за счет ужесточения пресса на граждан. Это рост цен, коррупции, давления на ещё живое предпринимательство, реальное сокращение социальных расходов и многое другое. Это прямая дорога к социальным бунтам, а то и революции. Поэтому бюрократия ожидает от Токаева политики, которая позволит сохранить доходы без социальных и политических потрясений. Но это невозможно при сохранении прежней политической системы. Граждане хотят иного вектора развития, который прямо противоречит бюрократическим мечтаниям.
Президент Токаев не имеет возможности решить обе задачи. Не может отказаться от поддержки бюрократии и олигополии. Это его политическая опора и социальная база. Поэтому он меняет её состав, но не борется с ней. В итоге остается только сделать шаги по хоть какой-то легитимизации своего дальнейшего пребывания во власти. Референдум не решил этой задачи, поскольку нарастает сопротивление части бюрократии, причем достаточно весомой её части. Референдум показал, что голосование «за» вовсе не гарантирует реальной политической поддержки масс.
Традиции
Предстоящие выборы, которые инициированы президентом Токаевым, будут проводиться в старых традициях многочисленных ограничений. О них всем известно. И всем понятно, что они ничем не обоснованы. Будет ли кандидат, имеющий пять лет стажа госслужбы, мудрее, честнее, патриотичнее или профессиональнее, чем кандидат, не имеющий такового? Конечно, нет. В мире множество примеров совершенно обратного. Можно даже сказать, что пять лет госслужбы, конечно, хорошо, но совсем не обязательное условие выдвижения на пост президента. Тем более, если вспомнить места нашей страны в рейтингах коррупции чиновников. А они далеки от идеальных. Очень далеки. Более того, можно даже сказать, что действующая бюрократия сама через эти ограничения определяет степень соответствия собственным требованиям выдвигаемых кандидатов. И тут можно для желаемого кандидата повысить уровень знания языка, а можно и проигнорировать наличие пятилетнего стажа.
Главное в выборах – это выборы. Народ может ошибиться. Но это не должно отменять его права на самостоятельный выбор президента, депутата, акима. Мы должны жить в стране, в которой не должно быть президента, депутата или акима, которого никто не выбирал.